Евросоюз не признал итоги президентских выборов в Белоруссии, анонсировав введение новых персональных санкций. Не исключено, что в "черном списке" ЕС окажется белорусский лидер Александр Лукашенко. Европейцы обвиняют его в фальсификации выборов и чрезмерном использовании силы против протестующих.
Однако Белоруссия это уже не раз проходила. Впервые отношения Брюсселя и Минска осложнились в 1996 году после того, как состоялся референдум по изменению конституции страны. Тогда был увеличен срок полномочий президента и начат новый отсчет этого срока. Евросоюз счел результаты референдума сфальсифицированными и ввел санкции против высшего белорусского руководства. ЕС не признал законным и референдум 2004 года, давший Лукашенко возможность баллотироваться на пост президента неограниченное количество раз.
Евросоюз постоянно критиковал Лукашенко и особенно его методы политической борьбы. После очередных президентских выборов и подавления акций оппозиции в 2010 году Евросоюз пригрозил ввести санкции в качестве ответной меры. "Последний диктатор Европы" на своей первой после выборов пресс-конференции заявил, что в Белоруссии больше не будет "бестолковой демократии". В 2011 году ЕС ввел санкции, в том числе против самого Лукашенко.
Ситуация изменилась в 2015 году на фоне украинского конфликта. В феврале Белоруссия выступила посредником на переговорах "нормандской четверки" (Россия, Украина, Германия, Франция), результатом которых стали Минские соглашения.
В октябре Лукашенко вновь выиграл выборы, однако на этот раз Евросоюз признал их легитимными. Тогда ЕС не ввел санкции, а наоборот приостановил их. В Брюсселе заявили, что решение о заморозке санкций было принято с учетом "ситуации с бывшими политзаключенными, проведения президентских выборов, а также ситуации со свободой прессы и свободой собраний".
Выборы, состоявшиеся в этом году, вновь испортили европейско-белорусские отношения. 19 августа председатель Европейского совета Шарль Мишель заявил, что ЕС не признает результаты президентских выборов и намерен ввести санкции против "значительного числа тех, кто ответственен за насилие в республике и фальсификацию на выборах". Почему Евросоюз решил совершить разворот на 180 градусов?
Директор белорусского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов считает, что это стало естественной реакцией Евросоюза.
"Евросоюз придерживается определенных ценностей. Действия Белоруссии не вписываются в их ценности. Идти на серьезное обострение, чтобы получилось нечто похожее на то, что случилось на Украине, Евросоюз не хочет, но ценности остаются. Поэтому им надо продемонстрировать позицию", – заявил эксперт Baltnews.
Таким образом, Евросоюз встал перед дилеммой: либо признать итоги "нечестных" президентских выборов, либо выбросить в мусорное ведро результаты всей предшествующей работы по выводу Белоруссии из-под санкций. Европейцы выбрали второе.
Тем не менее новые санкции вовсе не станут серьезным препятствием для дальнейшего сотрудничества Евросоюза и Белоруссии. Они стали подарком либеральной европейской общественности – и не более того.
"В ЕС рассматривалось несколько вариантов санкций. Были очень жесткие варианты в отношении персональных санкций: установить барьер для всех госслужащих, включая сотрудников МВД и членов их семей. Но тут уже взвыла Польша, потому что туда ездят люди из Белоруссии. Обсуждался запрет на покупку белорусских нефтепродуктов. Это был бы сильный удар по Лукашенко, но эти санкции не прошли – Европа хочет оставить дешевые белорусские нефтепродукты", – отметил в разговоре с Baltnews политолог, заместитель декана Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
"История отношений Белоруссии с Европейским союзом – это введение санкций и снятие санкций, замораживание санкций", – подчеркивает в беседе с Baltnews белорусский политолог Сергей Кизима. Он подчеркивает, что даже экономические санкции не оказали серьезное влияние на сотрудничество ЕС и Белоруссии:
"С точки зрения экономики есть достаточно неплохая статистика – самый большой товарооборот с Европейским союзом был в период наибольших санкций ЕС против Белоруссии. С этой точки зрения санкции на экономику никакого влияния не оказывают. Их эффект не связан с экономическими последствиями".
Видимо, такова судьба отношений Белоруссии и Евросоюза. ЕС всеми силами стремится демократизировать белорусскую политическую систему, для чего включил Белоруссию в программу "Восточное партнерство" в 2009 году. Европа никогда не скупится на помощь "молодым демократиям" и всегда щедро тратится на поддержку либеральных преобразований. Но когда Евросоюз чувствует, что одного "пряника" мало, он использует "кнут" – вводит санкции. Однако подобная двойственность всегда оборачивается провалом.
Введение санкций снова ничего не изменит: политическая элита республики и силовики поддерживают Лукашенко. Также он пользуется относительно широкой поддержкой населения – прежде всего бюджетников, которых в стране довольно много.
Евросоюз считает Александра Лукашенко нелегитимным президентом. Тем не менее Брюссель, как и прежде, готов с ним сотрудничать. Однако если раньше европейцы работали с демократически избранным лидером, теперь им придется пожимать руку "безжалостному диктатору", что выставит их абсолютно в невыгодном свете.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.