1 декабря Жан-Клод Юнкер передал полномочия главы Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, которая не была изначально среди фаворитов в борьбе за этот пост. Несмотря на то, что фон дер Ляйен задекларировала амбициозный план реформ, возможности его реализации будут ограничены целым рядом объективных и субъективных факторов.
Еврокомиссия Юнкера в течение пяти лет своей каденции вынуждена была действовать словно пожарная команда, гася различные кризисы, возникавшие внутри Евросоюза – будь то проблема с госдолгом Греции, стремительный рост мигрантов и беженцев либо терроризм. Постоянные кризисы, выпавшие на долю кабинета Юнкера, вымывали ресурсы развития, которые и без того всегда в дефиците. В таких условиях управленческий контур вынужден принимать преимущественно тактические решения, не имея долгосрочных горизонтов планирования.
Конфликты и вызовы
Обилие кризисов привело к тому, что ныне Евросоюз является куда менее монолитной структурой, чем это было до начала работы Еврокомиссии Юнкера. Проведение институциональных реформ Евросоюза в таких условиях является фактически невыполнимой задачей. За предыдущие годы не был реализован проект реформы ЕС имени Юнкера, предполагавший трансформацию ЕС фактически в конфедерацию, где вся полнота власти сосредоточена в руках евробюрократии.
Не были осуществлены и планы президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, нацеленные на усиление роли Франции и Германии. Обошли стороной и ужесточение финансовой дисциплины в ЕС, и доктрину "Европа наций" Ярослава Качиньского.
Во времена Юнкера для Евросоюза ухудшилась внешняя конъюнктура. Под вопрос поставлено стратегическое партнерство США, напряженными остаются взаимоотношения с целым рядом ближневосточных государств, непонятна дальнейшая судьба программы "Восточное партнерство", которая, как признавал сам Юнкер на саммите в Риге в 2015 году, требует кардинально иных подходов.
В то же время структуры Евросоюза утратили инициативу в вопросе модерирования процесса урегулирования конфликтов различного уровня сложности – от приднестровского до сирийского.
Экономика
Тем не менее определенные успехи Еврокомиссия Юнкера продемонстрировала в экономической плоскости. За счет Инвестиционного плана для Европы, или так называемого "плана Юнкера", увидевшего свет в 2014 году, удалось мобилизировать более 330 млрд евро инвестиций и создать дополнительно порядка 750 тысяч рабочих мест. Наибольшие успехи "план Юнкера" продемонстрировал в таких сферах, как энергоэффективность и возобновляемая энергетика, инфраструктура, здравоохранение, цифровые технологии.
Однако темпы роста экономики Евросоюза и стран еврозоны остаются куда более низкими, чем у ключевых конкурентов в лице экономик США и Китая. Европейский центральный банк долгое время удерживает базовую ставку на нулевой отметке, потому для стран еврозоны постепенно исчерпываются драйверы экономического роста.
Страны еврозоны по-разному пытаются справиться с этим вызовом: например, Германия либерализирует рынок труда, рассчитывая привлекать недорогую рабочую силу из стран-соседей Евросоюза уже со следующего года для "разгона" экономики. Обратной стороной этого процесса может стать усиление социальной напряженности в Германии, что будет проецироваться на внутриполитическую систему ФРГ и в дальнейшем на наднациональные структуры Евросоюза.
Эпоха фон дер Ляйен
Собственно, ключевой задачей для Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен станет нахождение новых источников экономического роста для Евросоюза. Фактически решения кабинета фон дер Ляйен должны подавлять негативные социальные последствия, связанные с урезанием социального пакета национальными правительствами стран ЕС, что сейчас наблюдается, например, во Франции (из-за чего бастуют профсоюзы, требуя пересмотра пенсионной реформы) и ряде южноевропейских государств.
Второй важнейший вызов – это вопросы безопасности и решение миграционного кризиса, что невозможно осуществить без консолидации всех членов Евросоюза. Страны "Вышеградской четверки" и примкнувшая к ним Австрия имеют собственный взгляд на миграционный кризис, оппонируя структурам Евросоюза с национал-консервативных позиций. Найдутся ли аргументы у Еврокомиссии фон дер Ляйен для фрондирующих центральноевропейских государств изменить свою позицию по мигрантам – вопрос открытый.
В-третьих, новой Еврокомиссии необходимо всерьез поработать над пересмотром внешнеполитической и оборонной стратегиями во избежание сценария, при котором, как заявлял президент Франции Макрон, "Европа может исчезнуть геополитически в разгар эскалации китайско-американского соперничества".
Наконец, есть более локальные задачи вроде завершения эпопеи вокруг Брексита, защиты европейских товаропроизводителей в условиях торговых войн и санкционного противостояния, противодействие климатическим изменениям, внедрения новых правил функционирования энергетических рынков.
Выборы-2019 в Европарламент, по итогам которых развернулась серьезнейшая "схватка бульдогов под ковром" за распределение мест в исполнительных органах Евросоюза, засвидетельствовали усиление фрагментации политического поля "Единой Европы".
При таких вводных Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен будет куда сложнее проводить необходимые решения через Европарламент. Пространство для маневра у кабинета фон дер Ляйен будет ограниченным – едва ли от новой Еврокомиссии можно ожидать большего, чем сглаживание последствий кризисов, выпавших на долю предшественников во главе с Юнкером.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.