Эстонская приманка для Макрона. Реверансы в сторону Москвы – это желание угодить Евросоюзу

Президент РФ Владимир Путин и президент Франции Эммануэль Макрон в Версальском дворце. Архивное фото
РИА Новости

Илья Круглей

Говоря о налаживании отношений с Россией, глава Эстонии Керсти Кальюлайд в интервью упомянула: "Высказывать наши мнения – французам или кому угодно". Может, слово "французам" тут было вовсе просто так? Возможно, Эстония хочет подать себя для Парижа, как своего рода "посредник" в диалоге с Москвой?

Керсти Кальюлайд, резко позабыв о своей недавней критике Москвы и вообще об антироссийской риторике, заговорила о важности прямого диалога с РФ, а также о том, что она может высказывать мнение Запада для России с "усиленных" позиций.

Отношения прибалтийских государств с Россией сегодня, впрочем, как и последние годы, достаточно трудно назвать плодотворными. Чего стоят недавние заявления этих стран в начале сентября во время годовщины начала Второй мировой. Эстония так и вовсе отличилась.

Напомню, глава этого государства официально заявила, что Вторая мировая война для ее страны закончилась только 25 лет назад, то есть якобы только после того, как войска РФ в 1994 году покинули территорию республики. Вот так вот. Россия, выходит, "воевала" все это время с "несчастной" Эстонией. Незаметно для всего мира правда, но воевала.

Однако, несмотря на такую привычную уже всем русофобию, именно Таллин сейчас вдруг решил продемонстрировать, причем в своем же информационном поле, желание наладить прямой диалог с Москвой.

"Нам следует оставаться в числе стран, которые сами говорят с Россией и с которыми другие союзники и партнеры обсуждают вопросы взаимодействия с россиянами или Россией, как нам двигаться дальше", – заявила глава Эстонии Керсти Кальюлайд в интервью для телепрограммы Välisilm. Президент прибалтийской страны даже напомнила о своем недавнем (в апреле 2019 года) визите в Россию и личном разговоре с главой России Владимиром Путиным.

К чему такой разворот?

Выходит весьма занятная хронология.

Весной 2019 года президент Эстонии едет на встречу с российским коллегой (кстати, с рабочим визитом в РФ побывали и политики рангом пониже) и мило с ним беседует перед телекамерами.

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, 18 апреля 2019
РИА Новости
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, 18 апреля 2019

Уже летом риторика становится немного смешанной. К примеру, министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас начал говорить о необходимости личных встреч с российским коллегой, но в то же время Таллин выступил против возвращения России в ПАСЕ.

Осень вообще стала для Эстонии каким-то периодом "душевных терзаний", когда трудно определиться с выбором. Еще в начале сентября Кальюлайд говорит о якобы оккупации ее страны Москвой до 1994 года, а уже в середине того же месяца она спокойно рассуждает, что с Россией (только сейчас, видимо, стало понятно) нужно говорить напрямую.

К чему все эти метания, спросите вы? Нет, конечно, можно предположить, что Керсти Кальюлайд, возможно, хочет наладить (аккуратно, пока нет окрика из-за океана) кое-какие контакты с Кремлем, пока не настало время для очередной волны русофобии. А будет она наверняка. Новый виток антироссийской риторики в Эстонии могут вызвать как внешние причины (а вдруг еще какого "Скрипаля" в Европе отравят?), так и внутренние (ультраправым ведь надо же себя как-то проявлять иногда). Тут больше стоит не вопрос "произойдет – не произойдет ", а скорее "когда произойдет".

Хитрое предложение для Запада

Обратите внимание на то, как эстонский президент в своем интервью старательно пытается показать Европе, насколько она хорошо якобы стала понимать Россию.

"Сегодня я чувствую, что, поскольку я и сама внесла свой вклад для того, чтобы понять, что происходит в РФ и что там думают, то у меня улучшился доступ к этой информации и я могу высказывать наши мнения – французам или кому угодно", – заявила Керсти Кальюлайд.

Складывается такое впечатление, что глава прибалтийской республики уловила тот "мейнстрим", который уже давно чувствует французский президент Эммануэль Макрон. Глава Пятой республики уже не первый месяц говорит о важности диалога с Россией. Предлагает вернуть ее в G8, да и вообще хочет стать тем "миротворцем", который вновь подружит Запад в лице Евросоюза с Российской Федерацией.

Кто не обратил внимания, напомню, Керсти Кальюлайд в интервью сказала: "Высказывать наши мнения – французам или кому угодно". Может, слово "французам" тут было вовсе просто так? Возможно, Эстония хочет подать себя для Парижа, как своего рода "посредник" в диалоге с Москвой?

Подобное суждение, кстати, подтвердил в комментарии для Baltnews руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память" Владимир Симиндей.

"Все это попытка продать свои якобы экспертные услуги на Западе. Таллин пытается показать себя знатоком, допущенным до какой-то важной информации, касающейся России. Также Эстония, вероятно, хочет каким-то образом опередить в соревновании своих балтийских коллег. Но в целом это вовсе не значит, что Таллин ставит перед собой какие-нибудь сверхзадачи по выстраиванию принципиально нового уровня отношений с Москвой", – считает эксперт.

По мнению Владимира Симиндея, разговоры Кальюлайд о том, что ее страна должна вести диалог с РФ самостоятельно, – это по большей части риторические пассажи. Они, по крайней мере, на данном этапе, могут послужить разве что попыткой укрепить политический рейтинг прибалтийской страны в евроатлантическом сообществе.

Эстония пытается всех убедить, что она – эдакий знаток России, чьи услуги могут пригодиться Западу.

"Но при этом прибалтийское государство вынуждено все равно идти в фарватере западного политического "мейнстрима", пытаясь одновременно играть как "Северная страна", и как государство, активно сотрудничающее с державами из Центральной и Восточной Европы.

Эстонская дипломатия сейчас показывает довольно высокую активность, другой вопрос, что с результативностью плохо.

Таллин действительно идет на контакты с РФ на высшем уровне. Но итогом этого являются весьма незначительные события вроде культурного обмена, небольших транзитных операций в торговле и разного рода совместная деятельность в приграничных делах", – рассказал эксперт.

Подводя итог, руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память" указал на банальное желание Эстонии "продать" свои якобы экспертные услуги Западу. Отреагирует тот или нет – вопрос сложный, но в Таллине, по всей видимости, считают, что нужно хотя бы попытаться. В конце концов, каждая дипломатия всегда ищет свои пути позиционирования, и Эстония – не исключение.

Дружить с РФ – дело полезное

Если убрать на второй план все "подковерные игры" и неявные намеки Эстонии, которые, возможно, вообще предназначаются не для обывателей, а для европейских элит, то заявления главы прибалтийской страны о прямом диалоге с Россией – это весьма положительная новость.

Как справедливо заметил в комментарии для Baltnews эстонский публицист, главный редактор портала Tribuna.ee Родион Денисов, все это продолжение той беседы, которая началась после визита Кальюлайд в Москву этой весной.

"Несмотря на отторжение многих политиков Эстонии в информационном поле, контакты с Россией стране все-таки нужно налаживать. Если даже будет достигнут вариант, при котором они (отношения Таллина и Москвы) будут нейтральными, прибалтийское государство от этого получит огромную пользу", – заявил эксперт.

Впрочем, Родион Денисов не отрицает того факта, что во многом это будет зависеть от Европы и США. По его мнению, пока ни от ЕС, ни от НАТО для Эстонии не поступало никаких прямых сигналов о необходимости усилить антироссийскую риторику. Вот Таллин и старается сегодня лавировать, ведь если не идти на сближение с Россией, с кем тогда сотрудничать?

"При всех плюсах нахождения в Евросоюзе "восточный рынок" для прибалтийской страны крайне важен. Эстонские политики ведь прекрасно понимают, что антироссийская полемика – это одно, а удержать электорат, у которого нет возможности нормально зарабатывать из-за рухнувшей экономики, – это другое. Развитие туризма, скоростной путь "Таллин – Санкт-Петербург", транзит товаров в Европу – все это неполный список того, с чем можно работать и получать выгоду.

Если не последует "окрика" из-за океана, где сейчас заняты более глобальными проблемами, то Эстония будет и дальше аккуратно развивать диалог с Россией. Не стоит думать, что заявления Кальюлайд продиктованы какими-то личными амбициями или хитроумным многоходовками, которые принесут ей славу и рейтинг среди избирателей в будущем.

Скорее всего, она даже не будет претендовать на пост президента на следующих выборах. Ну, поучаствовать она, конечно, может, но на победу рассчитывать не стоит. Пока что Кальюлайд считается компромиссной фигурой, но у Марта Хельме, пожалуй, будет больше шансов, и президент это хорошо понимает", – делает вывод эксперт.

Эстонский публицист подчеркивает, что глава прибалтийской страны стала говорить о диалоге с Москвой напрямую не по своей личной прихоти и не из-за личных амбиций, тем более, президент по Конституции прибалтийской страны – вообще фигура слабая. Кальюлайд попросту озвучивает желания той части элит, которые действительно не против восстановления отношений с РФ, хотя бы до определенного уровня.

Понять действия эстонского президента можно. Ради благополучия своей же страны она должна, пока есть окно возможностей, успеть хоть немного наладить контакты с Москвой.

Одновременно с этим, понимая, что Прибалтика у "ядра" Евросоюза вызывает все меньше интереса, Таллину нужно показать Западной Европе, что он может принести пользу. Может даже попытаться убедить ЕС, что Эстония – это уникальный переговорщик с Москвой. Так это или нет – сейчас неважно. Важнее то, "клюнет ли" Евросоюз. Но это уже покажет только время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме