Нечто новое.
Роль спецов по постсоветскому пространству среди прибалтов плотно зарезервировали за собой литовские политические элиты. Учить страны бывшего СССР, как надо жить, – их внешнеполитическая "специализация". Среди литовских учеников ходят Украина, Грузия, Молдавия.
Во время своего европредседательства в Совете ЕС во второй половине 2013 года Литва "отрывала" Украину от России. Затем посылала варягов учить постмайданное государство реформам. Отстаивала интересы новой украинской влады на международных площадках.
Расширение антироссийских санкций, "план Маршалла для Украины", вешающий бремя содержания страны победившего майдана на плечи европейцев, резолюция ЕС о заморозке отношений c Россией, просьбы предоставить украинцам летальное оружие – ко всем этим разрушительным инициативам приложили руку литовские политики.
"Смотрящими" за постсоветским пространством внутри литовского правящего класса назначили себя консерваторы – "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы". "Концепции сдерживания России", положенные в основу литовской внешней политики на восточном направлении, – плоды их трудов. Украинский кризис – час их триумфа. И сегодня роль консерваторов в кульбитах литовской дипломатии на международной арене остается велика.
Литва тащит на Запад и Грузию. Поддерживает ее "европейскую перспективу", как это звучит на языке брюссельских чиновников, по сути же потворствуя любым антироссийским проявлениям в Закавказском государстве. Не обязательно вспоминать грузинскую агрессию в отношении Абхазии и Южной Осетии, вспоминать бесславного Михаила Саакашвили. Из последнего – июньские протестные выступления. Вильнюс, разумеется, на стороне демонстрантов. Формальный предлог для массовых беспорядков – сессия Межпарламентской ассамблеи православия в Грузии. Участник Ассамблеи от Литвы, депутат Ирина Розова и сегодня продолжает жить с перспективами импичмента.
Евроинтеграция Молдавии? Литва также кивает головой. И даже с "учеником-двоечником" – Белоруссией – литовские политики не прекращают работу при помощи сети прозападных НКО и осевшей в Вильнюсе белорусской оппозиции. Наглая объективация стран постсоветского пространства при этом остается на совести демиургов внешней политики Литвы: ту же Республику Беларусь они продолжают считать управляемым из России неполноценным государством, отказываются воспринимать ее как суверена.
Латвия и Эстония вели себя скромнее. Поддакивали внешнеполитической линии Евросоюза и США, но не предлагали амбициозных прожектов, переосмысливающих ситуацию в регионе.
И вот, Эстония готова дерзнуть?
Сейчас ниша занята. Но Литву несложно подвинуть. Намеки на необходимость потепления в отношениях России и Запада звучат все чаще. Литва как оператор восточной политики ЕС в этом случае выглядит все токсичнее и токсичнее. В будущем должность специалиста по постсоветскому пространству в европейской семье может стать вакантной.
Будущее возможно приблизить. Проактивная работа Эстонии на этом направлении способна не только повысить вес республики на международной арене, но застолбить за ней перспективное место. Похороненная идея моста межу Востоком и Западом еще способна выйти из летаргического сна. Ее – пыльную и пожухшую – еще можно достать из склепа. А роль связного между двумя мирами – это не только дипломатические очки, но и транзитные потоки, инвестиции, туристы.
Эстония способна сыграть такую роль.
Смотрины уже состоялись. Неожиданная для внешнего наблюдателя встреча Керсти Кальюлайд и Владимира Путина в апреле – тому доказательство. Эстонский президент не просто приехала к российскому коллеге, но и предложила "пойти на алаверды" – пригласила Путина в Эстонию на конгресс финно-угорских народов. Следом за главой государства поехал министр экономики и инфраструктуры Таави Аас. За ним – министр образования и науки Майлис Репс.
Одобрены проекты приграничного сотрудничества России и Эстонии: продолжение реконструкции крепостных сооружений в Нарве и Ивангороде, восстановление в приграничных городах исторического променада по обеим сторонам реки, реконструкция пограничного перехода Лухамаа-Шумилкино. Инвестиции в районе Чудского озера позволят построить на эстонской стороне современные причалы для малых судов, а новые очистные сооружения сточных вод в Пскове и Псковской области уменьшат его загрязнение.
Точки соприкосновения есть. И таких точек может стать значительно больше.
Встреча в Москве усилила позиции Эстонии в мире, делает выводы Кальюлайд спустя четыре месяца после знакового визита. Но эстонские позиции способны стать значительно крепче, куда весомее. Нужно лишь потеснить на этом месте Литву, заместить антироссийскую доктрину литовских консерваторов прагматическими предложениями о партнерстве во имя стабильности, безопасности и взаимной экономической выгоды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.