24 октября 1991 года между Россией и Эстонией были официально установлены дипломатические отношения. Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич, работавший в 1990-х годах в администрации Ленинградской области, хорошо помнит, как начинались российско-эстонские отношения.
По его словам, в Москве ожидали, что курс Эстонии в отношении России будет прагматичным и конструктивным, однако на практике все оказалось иначе.
"Сегодня, когда эстонские дипломаты меня видят, у них начинается повышенное выделение слюны и нервный тик, но тогда, 25–30 лет назад, мы исходили из того, что будет найдена какая-то разумная середина, и мы выработаем модель прагматичных отношений. Кое-какие договора подписывались, правда, потом эти подписи эстонская сторона забирала обратно. Например, мне сейчас вспомнился договор о взаимном признании дипломов", – заявил Межевич Baltnews.
Он подчеркнул, что в администрации Ельцина надеялись, что Эстония станет надежным партнером России. "В команде Бориса Николаевича Ельцина было немало людей, которые искренне верили, что уж кто-кто, а Эстония не будет работать против России и создавать для нас угрозу. Ожидали, что она будет нейтральной страной – как Финляндия, но победнее и поменьше", – добавил аналитик.
Первым послом Эстонии в России стал Юрии Кахн. Он вручил верительные грамоты в Москве 4 февраля 1992 года. Послом России в Эстонии стал Александр Иванович Кузнецов.