В понедельник, 4 апреля, балтийские СМИ обнародовали прогноз поставщиков дров в Эстонии, согласно которому нынешние цены на дрова еще далеки от пиковых. Отмечается, что с приходом весны спрос на дрова в Эстонии увеличивается, но из-за войны на Украине и подорожания электроэнергии цена на них поднялась до предела.
Кайус Касо, член правления OÜ Kaigerli, которое снабжает людей дровами в основном в волости Кадрина, заявил, что достаточно оглянуться на полтора месяца назад, чтобы сравнить цены. И отметил: "В середине февраля мы начали продавать сырую ольху по 45 евро, сейчас минимальная цена 60 евро. Я думаю, что через неделю она будет 65 евро".
Тармо Ярвамяги, член правления компании Haluproff, занимающейся производством дров в деревне Райгу волости Вяйке-Маарья, напомнил, что в начале сезона в прошлом году их компания брала 35 евро за кубометр необработанной серой ольхи. Осень закончилась на отметке в 42 евро, а сезон этого года начался в январе с ценой 45 евро.
Ярвамяги предположил, что летом цена, вероятно, будет на 20 евро выше: "За 70 евро точно перешагнет. Конечно, никто не умеет такое прогнозировать, но я думаю, что это вопрос месяцев. Раньше я бы не подумал, что будет дороже 60 евро, но если кубометр столько стоит, то невозможно продавать его дешевле, чем закупаешь".
"Ольха – дерево с наименьшей отопительной ценностью. Не знаю, почему ее хотят, но она быстро сохнет: люди покупают весной, а осенью уже могут топить. Тем, у кого есть возможность сушить дольше, стоило бы, наверное, покупать больше смешанных дров, где есть клен, ясень, черемуха и ива, потому что их отопительная ценность выше", – рассказал Касо.
По его словам, примерно столько же, сколько ольха, стоят и хвойные деревья, но большого спроса на них нет: "Березы у меня на продажу нет, но я слышал, что за кубометр ее просят 80 евро".
При этом Касо считает, что ралли цен пойдет на убыль лишь в конце года: "Не думаю, что ситуация будет совсем уж безумной, полагаю, что уже предстоящей осенью она успокоится".
Тармо Ярвамяги заявил, что сейчас, когда экономика начала творить серьезные трюки, повышение цен составило пять и десять евро: "Это был более или менее вопрос недель: прошла неделя, и подорожало на пять евро, еще неделя – и снова на пять евро. Шла гонка с производителями пеллет и энергии: кто больше заплатил, тот и получил дрова. Поэтому такая цена".
По словам бизнесмена, в их компанию также поступают звонки от пенсионеров, которые волнуются о том, что будет дальше: "Люди боятся замерзнуть зимой, потому что им не хватает пенсий, чтобы накупить дров. Если в прошлом году еще можно было быть хорошим человеком для клиента, то в этом году возникнет противоположное ощущение, потому что плохой тот, кто приносит такие новости".
Ярвамяги признал, что с каждым днем добывать сырье становится все труднее, что Haluprof не имеет больших запасов, но дверь для поставщиков всегда открыта. Осложняется ситуация тем, что летом будет перерыв в вырубке. По словам бизнесмена, "война на Украине, которая закрыла для Эстонии российский и белорусский рынки древесины, играет свою роль в тяжелом положении дровяного бизнеса".
Ну и, конечно, людьми двигает страх, из-за которого они стремятся пополнить запасы, чтобы они точно были в наличии.