Экономика под угрозой: миру пора готовиться к четвертой волне пандемии

Знаки для соблюдения социальной дистанци на креслах в зрительном зале
© Sputnik / Владимир Федоренко

Пауль Томсон

Новая волна пандемии не так опасна для здоровья и жизни людей, как предыдущие, но она создает не меньшие угрозы для состояния экономики.

Массовая вакцинация и высокие летние температуры, вопреки ожиданиям, не помогли остановить коронавирус, новые штаммы которого поражают, в том числе, и уже вакцинированных людей.

Очередная, уже четвертая по счету волна пандемии в Европе, пока выглядит не так угрожающе, как предыдущие, но она неизбежно задержит восстановление экономики после кризиса.

Количество новых заболевших подскочило в целом по Евросоюзу и Великобритании с июньской 21 тысячи человек в день до 93 тысяч (по данным на 17 июля).

Особую тревогу вызывает тот факт, что новая волна не обходит стороной уже вакцинированных и, казалось бы, имеющих иммунитет людей. Доля таких невезучих страдальцев среди выявленных тестированием заболевших, например, в Эстонии близка к 20%.

Картина разнится от страны к стране Евросоюза, но практически везде заражение захватывающим континент штаммом "Дельта" отмечают и среди прошедшего полный курс иммунизации населения. Заболевание в таких случаях протекает, как правило, в легкой форме.

Профессор Альтштейн – о летальности штамма "Дельта" и вакцинации >>>

Что дает врачам и правительствам стран Евросоюза возможность говорить об изменении подходов к оценкам ситуации – теперь ключевым показателем считается не количество новых инфицированных, а количество госпитализированных и умерших. А их сейчас намного меньше, чем было во время второй и третьей волн пандемии.

Брюссель заявляет о близкой победе над коронавирусом. И это довольно спорная точка зрения. Всемирная организация здравоохранения напоминает, что до завершения пандемии еще далеко, а экономисты указывают на проблемы с восстановлением докризисных темпов роста национальных экономик.

Больницы пустеют, но люди не могут вернуться к работе

Риск заболеть в тяжелой форме и оказаться в больнице и, тем более, опасность летального исхода, несомненно, снизились, что нельзя не считать очевидным достижением и немалым облегчением как для населения, так и для систем здравоохранения.

Помимо иммунизации, играет свою роль и накопленный медиками опыт. Но также очевидно, что и легкая форма заболевания не позволяет инфицированным людям вернуться к работе.

Узнав о неприятном результате теста, человек, само собой, отправляется не на свое рабочее место, а на карантин и на больничный.

С точки зрения экономики и перспектив налоговых поступлений в национальные бюджеты ситуации, таким образом, лучше не становится. Людей необходимо как можно быстрее вернуть к обычному, докризисному образу жизни, в полной мере восстановить работу предприятий и, конечно, избежать новых локдаунов.

Очевидно, именно по этой причине Брюссель начинает интенсивно инвестировать средства в разработку уже не вакцин, а медикаментозных средств лечения COVID-19.

Так, Еврокомиссия сообщает о подписании рамочного контракта подряда с фармацевтической компанией GlaxoSmithKline на поставку 220 тысяч доз нового препарата "Сотровимаб", который, как полагают, снижает риск тяжелой формы заболевания. Ранее через программу "Горизонт" Евросоюз вложил 120 миллионов евро в различные связанные с лечением и предупреждением заболевания проекты.

К октябрю Брюссель надеется иметь "в портфеле" как минимум 10 потенциальных терапевтических средств против коронавируса. В портфель должны быть добавлены новые терапевтические препараты, поскольку, как сообщается, к октябрю Комиссия должна составить портфель из как минимум десяти потенциальных терапевтических средств против COVID-19.

Но пока единственным условно разрешенным в альянсе лечебным препаратом остается "Ремдесивир", производимый фармацевтической компанией Gilead.

Еврокомиссия подписала контракт стоимостью в миллиард евро на покупку 500 тысяч курсов лечения этим лекарством, в эффективности которого ряд специалистов сомневается.

Впрочем, когда дело доходит до оценок состояния войны с коронавирусом, эксперты предпочитают уклончивые ответы, подчеркивая, что как сам он, так и вызываемое им заболевание создают серьезные риски и до конца пока не поняты.

Очевидно, темпы и масштабы вакцинации надо увеличить

Количество новых ежедневно выявленных в Эстонии инфицированных людей ожидаемо растет скачкообразно. Буквально за неделю число обнаруженных по результатам тестирования больных подскочило с десятка до пары сотен.

И, надо думать, в дальнейшем ситуация с распространением инфекции, вероятнее всего, будет развиваться в Эстонии так же, как и во многих других странах Евросоюза, то есть количество заболевших будет расти.

Оно и сейчас наверняка более высоко, чем сообщает официальная статистика, поскольку охват населения тестированием недостаточен для формирования реальной картины происходящего.

Стоит отметить, что в Венгрии, где значительная часть жителей вакцинирована российским Sputnik V, количество инфицированных и госпитализированных в разы меньше.

Что, конечно, пока не дает оснований для окончательных выводов о надежности той или иной вакцины в борьбе с новыми штаммами коронавируса, но заставляет серьезно и в критическом смысле задуматься на тему того, почему российский препарат до сих пор не утвержден Европейским медицинским агентством.

Брюссель ранее заявил о достижении порогового успеха в массовой вакцинации населения, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о том, что хотя бы одна доза вакцин уже введена 70% взрослого населения альянса.

В Эстонии этот показатель существенно ниже (а в ряде восточноевропейских государств он намного ниже), но вряд ли это каким-либо радикальным образом отразится на местной эпидемиологической ситуации, поскольку агрессивный штамм "Дельта" практически одинаково успешно распространяется как в тех странах, где вакцинировано большая, чем в среднем по Евросоюзу, доля населения, так и в тех, что отстают по темпам иммунизации.

Что, конечно, никак не отменяет необходимости продолжать кампанию иммунизации – она пока остается единственным способом спасения максимально большого количества жизней.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме