Кому принадлежит Эстония: иностранный капитал в экономике страны

Евро

Семен Бойков

После вступления Эстонии в Евросоюз ее экономика фактически прекратила принадлежать самой себе. Теперь ее практически полностью контролирует скандинавский капитал. Потеря экономического суверенитета грозит республике убытками в размере миллионов евро.

Эстония – страна с высоким уровнем присутствия иностранного капитала. Общий объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – 80,3% ВВП страны. Благодаря благоприятному инвестиционному климату и конкурентоспособным зарплатам привлекательность Эстонии для иностранных инвесторов существенно возросла c момента обретения независимости.

Сегодня половина ПИИ приходится на Швецию (27,7%), Финляндию (22,3%), Нидерланды (7,7%), Литву (4,5%). Иностранцы предпочитают инвестировать в финансовую и страховую деятельность (28,6%), недвижимость (17,7%) и обрабатывающую промышленность (13,1%).

Значительная часть иностранных инвестиций осела в лесной промышленности, сфере судопроизводства, электроники, пищевой промышленности, гостиничном бизнесе.

Рабочие места и инвестиции   

Привлечением ПИИ в Эстонии занимается Центр иностранных инвестиций Фонда развития предпринимательства. Его глава Райдо Лембер уделяет пристальное внимание скандинавскому капиталу. В частности, он активно поддержал инициативу по созданию в 2016 году Центра данных по международным стандартам, благодаря чему в 2018 году вернулись 324 млн евро прямых инвестиций. В первые шесть месяцев 2019 года эта цифра составила 164 млн евро.

Среди иностранных инвесторов имеются и российские компании. Например, производитель водных фильтров "Аквафор" решил в 2019 году расширить свою производственную площадь и инфраструктуру на 30 млн евро и создать более 250 рабочих мест в Ида-Вирумаа.

Для Северо-Востока Эстонии, хронически страдающего от высокого уровня безработицы, любой вклад в экономику региона сравним со спасательным кругом для сотен незанятых.

Однако большая часть иностранных инвестиций все же вложена в банковский сектор.

"Шведское засилье" XXI века

Приток иностранных инвестиций и форсированное развитие сферы банковских услуг в начале 1990-х годов обеспечили Эстонии первоначально высокие темпы экономического роста. С 1996 по 2008 годы среднегодовая динамика составляла 6% в год. В стране, не имеющей собственных ресурсов для обеспечения быстрого развития, финансовые операции в банковском секторе стали настоящей "манной небесной".      

В 2003–2005 годы крупнейшие эстонские банки были проданы шведским SEB и Swedbank, которые сегодня контролируют более 80% всех банковских активов.

Теперь стабильность эстонской банковской системы уже не является проблемой одной лишь Эстонии, это скорее проблема Швеции. К началу 2016 года почти 90% банковских активов контролировались двумя банками: Swedbank и SEB с активами порядка 10,3 и 5,9 млрд долл. соответственно. В целом вклад финансового сектора в ВВП Эстонии оставляет около 3,5%.

Скандалы с отмыванием денег

Учитывая важность финансового сектора, не удивительно, почему в Эстонии уделяют столь пристальное внимание теме отмывания денег через местный филиал датского банка Danske Bank и шведские банки SEB и Swedbank.  

В 2018 году стало известно, что через Danske Bank в 2007–2015 годах был "отмыт" 201 млрд евро. Местное отделение банка было тут же закрыто, а его экс-глава Айвар Рехе в сентябре 2019 года был найден мертвым в саду собственного дома. По официальной версии, он совершил самоубийство, но негласно считается, что Рехе просто "убрали".

Позже шведские СМИ сообщили, что к масштабному отмыванию денег в Прибалтике мог быть причастен и банк SEB. Чтобы отбросить от себя лишние подозрения, руководство банка решило опубликовать отчет, согласно которому через его эстонский филиал с 2005 по 2018 год прошли 25,8 млрд евро потенциально подозрительных денег.

В конце октября под подозрение попал и Swedbank. Предполагается, что в 2011–2017 годы банк также проводил махинации с "грязными" деньгами.

Столь масштабные случаи отмывания денег вряд ли могли быть возможны без негласного одобрения Финансовой инспекции, являющейся подведомственным органом Министерства финансов Эстонии. Характерно, что за все это время ее состав ни разу не изменился, и никто не понес ответственности. Почему? Пока остается загадкой. Но факт остается фактом: эстонская экономика лишилась налогов на миллионы евро, и это лишь верхушка айсберга.

Добровольное самоубийство 

Почему иностранный капитал ударяет по эстонской экономике? По мнению президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Николая Межевича, на это есть две причины.

Во-первых, это выведение прибыли из экономики. В Эстонии отсутствует налог, который способствовал бы реинвестиции прибыли иностранных предпринимателей, в связи с чем иностранные банки имеют право вывозить за границу всю заработанную в стране прибыль.  

Во-вторых, это попытка законодательно зарегулировать и взять под контроль отрасли, в которых встречается сопротивление со стороны иностранных компаний.

"Национальный капитал преследует, в конечном счете, развитие собственной страны, а иностранный – страны, в которой расположена головная компания", – констатирует Межевич.

Как следствие, Эстония теряет свой суверенитет. Попав в плен скандинавского капитала, она уже практически не способна проводить самостоятельную экономическую политику.

"Шведский капитал влияет на экономическую политику Эстонии. У нас все законотворчество проводится под него. А главными проигравшими в этой ситуации остаются простые люди", – уверен эстонский экономист Леонид Цингиссер.

Например, у банков есть право забрать взятую в кредит недвижимость, если плательщик вовремя не погасил свой долг. Это хорошо проявилось в период финансового кризиса 2008–2009 годов. По словам Цингиссера, банки оформили полученную недвижимость на свои дочерние предприятия, а затем, когда атмосфера на рынке улучшилась, недвижимость была продана. Люди же при этом оставались должны банкам.

"Вот такие выверты законодательства у нас существуют в Эстонии. Если это не сделано в пользу банков, то в пользу кого?" – задается вопросом Цингиссер.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме