В эстонских СМИ в последние дни стали активно обсуждать возможный визит президента прибалтийской республики Керсти Кальюлайд в Москву. Речь идет о ее возможной поездке в Россию к празднику 9 мая.
Понятно, что визит Кальюлайд в Москву, да еще и в День Победы – это "слом" главных идеологических установок, которые Эстония исповедует уже больше 20 лет. Глава МИД прибалтийского государства Урмас Рейнсалу в связи с этим открыто заявил, что рекомендует президенту отказаться от поездки.
Но есть одна проблема. Предположим, Кальюлайд, не обращая внимания на всех неонацистов, радикалов, крайне "правых" и вообще всех, кто против диалога с Кремлем, проявит чудеса политической воли и поедет в Москву. И что? У нее, по сути, нет ничего, что можно было бы предложить России для восстановления отношений и действительно взаимовыгодного сотрудничества.
Чего не может Прибалтика, но могут Польша и Венгрия
У Эстонии, Литвы и Латвии вообще все плохо с чувством "здорового эгоизма", без которого в международных отношениях хоть в античные времена, хоть в Средневековье, хоть сегодня, увы, счастья для собственного народа не добьешься.
Керсти Кальюлайд может сколько угодно говорить о том, что Таллин должен самостоятельно вести диалог с Москвой. Но разговоры, простите, товарооборот не увеличивают, налоговые поступления в бюджет не наращивают, транзит не восстанавливают и энергетику государства не поднимают.
Вот Венгрия, которая уже в 2018 году приняла решение проложить через свою территорию еще одну российскую энергетическую ветку от "Турецкого потока", выгоду получит. А Эстония может и дальше "самостоятельно вести диалог с Москвой".
И не стоит считать, что вся Прибалтика и рада бы какие-нибудь значимые для экономики проекты развивать, но ей мешают русофобские установки в политическом поле. Венгрия так же является членом Евросоюза, как Эстония, Литва и Латвия. Будапешту это не особенно мешает пять раз за четыре года принимать у себя Владимира Путина и договариваться о поставках газа из "Турецкого потока". И при этом никто Венгрию из ЕС исключать за это не собирается.
Не хотите вообще "соприкасаться" с Кремлем? Посмотрите на Польшу. Конечно, ее разговоры о том, что она уже завтра "освободится от российского газа", не выдерживают критики, потому что от транзита углеводородов из России в Европу она все равно отказаться не сможет.
Да и в строящемся трубопроводе Baltic Pipe, вероятнее всего, будет российский газ, ведь уровень его добычи в скандинавских странах неуклонно падает.
Когда идеология затмевает холодный расчет
А что прибалтийские республики?
Транзит китайских товаров, идущих через Россию в Европу, по большому счету, упустили. Впрочем, даже транспортировка сырья в виде угля и нефти ускользает из рук. Российские порты и строящаяся инфраструктура в Ленинградской области делают Прибалтику уже не таким важным партнером в плане транзита грузов в Европу.
Дотации со стороны Евросоюза для Литвы, Латвии и Эстонии сокращаются. О финансировании каких-нибудь проектов типа Rail Baltica даже говорить не хочется. Около десяти лет уже прошло, а он так и продолжает существовать только на бумаге.
Тут можно справедливо возразить — а что насчет СПГ-проектов Эстонии, Литвы? И Латвия сейчас терминал (пусть и самый меньший из всех) делает. Да, она строит. И да, Таллин и Вильнюс действительно могут принимать СПГ на свои плавучие платформы.
Вот только цена для населения на тепло и электроэнергию в прибалтийских республиках не спешит уменьшаться, а сами плавучие платформы работают иногда на грани убыточности. Заполнять их на полную мощность нечем. Дошло уже до того, что по-тихому сжиженный газ у российского "Новатэк" покупают. Делается это от отчаяния, а не по плану, который прописывался при строительстве СПГ-терминалов.
Главной задачей, которую ставили перед собой прибалтийские республики при реализации этих проектов, было освобождение от российского газа. То есть цель была скорее политическая, а не экономическая. О своих национальных интересах на перспективу они почему-то не заботились.
Даже маленькое государство может многое…
Можно опять-таки сказать, что Литва, Эстония и Латвия – это очень небольшие восточноевропейские государства, от которых мало что зависит, а значит, с них и спрос должен быть такой же.
Но и Венгрия, простите, не Китай. Подумаешь, государство с 10 миллионами человек. Да и Польша – не демографический гигант. Численность населения у нее, конечно, выше (38,3 млн), чем у Венгрии, но будем честными – несмотря на это, политический вес Варшавы до Берлина, Москвы и уж тем более Вашингтона, мягко говоря, не дотягивает.
Но даже в таких условиях государство, если его правительство действительно волнует благополучие своих граждан, найдет способ развиваться.
Бегло взглянем еще раз на деятельность Польши. Текущая пропускная мощность польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце – 5 млрд куб. м газа в год. После расширения она составит 7,5 млрд.
Будапешт тоже не ждет у моря погоды. Венгрия вроде бы и выразила готовность к закупкам азербайджанского "голубого топлива" из трубопровода TANAP (с Каспийского побережья) – но и подсоединением к "Турецкому потоку" совсем не брезгует.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан прямо сказал, что рассматривает другие возможности поставок энергоносителей, – то есть не только из России. Однако тут же оговорился, что для Будапешта крайне необходимо иметь "хорошие отношения с Россией из-за географического положения его страны". Да что там углеводороды – даже товарооборот быстро растет. Если в 2017 году между Россией и Венгрией он составлял 7 млрд долларов, то уже в 2018 году он вырос почти на треть.
Все это реальные цифры, проекты и выгода, причем с большой перспективой на будущее. Жаловаться на "холодную войну 2.0" – удел слабых. Не можете сотрудничать со всеми подряд? Договаривайтесь.
Боитесь "обжечься" из-за того, что присоединитесь к кому-то одному? Ведите себя нейтрально. Найдите свою нишу в регионе и налаживайте производство. Словакия, где живет официально только полмиллиона человек, производит по одному миллиону автомобилей в год! Причем это не дешевые одноразовые машины. Такой транспорт спокойно в те же США на экспорт идет. И не мешает почему-то Словакии ни необходимость следовать русофобским установкам, ни размер страны, ни малое население.
Еще в позднее Средневековье Никколо Макиавелли говорил, что даже "карликовое" государство может вполне успешно использовать в своих интересах противостояние крупных империй и спокойно развиваться. Нужно просто знать свое место в регионе, но при этом всегда пользоваться любым подвернувшимся шансом для развития.
Но Прибалтийские страны, увы, застряли на уровне "вассала", который умеет "кричать на врага". Лояльность Западу? Она, безусловно, есть. Извлекают ли прибалтийские республики из нее максимум выгоды? Ну, скажем, получая деньги от США и Евросоюза для того, чтобы стать важным транспортным узлом? Нет. А глядя на пример той же Польши, понимаем, что Прибалтика по сравнению с ней… даже и не пытается.
Не хватает опыта?
Можно было бы сказать, что Литва, Эстония и Латвия в принципе не способны самостоятельно заботиться о себе. Но это будет неправдой. В этих странах живут нормальные адекватные люди, а не безвольные растения. Они работают и пытаются обеспечить свои семьи так же, как и в других восточноевропейских государствах, которые научились адаптироваться. Так в чем проблема?
Возможно, все дело в опыте. Венгрия, Польша и некоторые другие восточноевропейские государства, чей политический вес в ЕС минимален, думают о собственной выгоде, потому что этому их научила история.
А вот у прибалтийских республик за плечами еще слишком мало лет самостоятельности. Элиты этих стран, вероятно, попросту не понимают, что нужно мыслить не как страна-член ЕС – необходимо руководствоваться чем-то другим, а не идеями эфемерного европейского единства. Надо думать об интересах своего государства. Все остальное вторично.
Нужно, образно говоря, "уметь крутиться" – договариваться, нагло выбивать помощь, причем от всех подряд, спекулировать разными событиями на мировой арене. Звучит грубо и немного пафосно, но именно так работают международные отношения. Только так маленькому государству можно добиться реального успеха.
Кстати, на уровне менталитета крупные страны к "наглости" более маленьких государств (если те действительно заботятся о своих гражданах) относятся вполне сносно и даже в какой-то степени уважают их за это.
А на поездку Керсти Кальюлайд в Москву обратят внимание только СМИ – если она вообще состоится. Неделю-другую эксперты порассуждают о том, что Эстония, возможно, начнет сближение с Россией – а может, и не начнет. На этом все и закончится.
К сожалению, прибалтийские республики застряли на этапе, где есть только идеология. Русофобию соблюдать они научились очень хорошо, но, увы, одной антироссийской повесткой сыт не будешь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.