Премьер-министр Эстонии Кая Каллас (Партия реформ) подтвердила, что программа действий правительства на 2021–2023 годы предусматривает подготовку перевода образования на государственный язык. Она заявила, что полный переход на эстоноязычное образование произойдет не позднее 2035 года.
Депутат Рийгикогу Михаил Стальнухин (Центристская партия) скептически относится к прогнозам Каллас. "Лично я считаю, что если за тридцать лет ничего не получилось, то тут хоть 2035 или 2050-й год ставь", – заявил политик Baltnews.
Несмотря на то, что государство осуществляет целенаправленную политику по эстонизации учебного процесса, Стальнухин сказал, что не считает русскоязычное образование потерянным: "Я живу в Нарве. У меня в городе одиннадцать русских школ и одна эстонская. В Таллине почти половина [русских школ]. Да, закрыли школы там, где в абсолютном большинстве эстонцы. Но на северо-востоке и в Таллине образование работает".
В апреле прошлого года правительство одобрило предложение министра образования Майлис Репс (Центристская партия) составить "Программу развития сферы языкознания на 2021–2035 год", предусматривающую плавный перевод образования на эстонский язык. Однако, по словам центристки, депутата Европарламента Яны Тоом, эта программа "может предполагать все, что угодно, но надо смотреть на реальность". Она отмечает, что выбор школы, в которой будут учиться дети, все равно останется у родителей.
"До сих пор по Закону об основной школе и гимназии муниципалитет в праве решать, на каком языке обучать детей. Нам правительство может давать разрешение. Тут все зависит от состава правительства, того, какие партии будут к тому времени, и так далее. Говорить о том, что сегодня все уже решено, преждевременно. Еще осталось 15 лет, и правительство Каи Каллас эти 15 лет не просидит", – пояснила она Baltnews.
Яна Тоом надеется, что в будущем государственная политика в сфере образования все же изменится. "Я считаю, что должна сохраниться возможность выбора между эстонской школой, русской школой и школой, где вместе учатся русские и эстонцы, как Avatud kool в Копли (частная школа в Таллине, в которой применяется программа языкового погружения на трех языках – эстонском, русском и английском – прим. Baltnews). И нам, конечно, нужно договариваться о том, каким будет будущее русскоязычного образования, сколько останется русских школ. И нужно создавать для них программы развития", – заявила Тоом.