Что бы ни происходило в Эстонии, лучший способ отвлечь людей от насущных проблем – это проявить очередную озабоченность сохранением эстонского языка. И хотя в действительности госязыку абсолютно ничто не угрожает, метод действует на избирателей безотказно уже почти тридцать лет, а потому и "озабоченных" меньше не становится.
Парламент Эстонии принял решение о преобразовании имеющей дурную славу среди неэстонцев Языковой инспекции в Языковой департамент. Тем самым известный карательными рейдами по "вылову" не владеющих на высшем уровне эстонским языком продавцов супермаркетов и учителей русских школ орган получил еще больше полномочий.
"Создание Языкового департамента поможет защищать и развивать эстонский язык во всех сферах жизни. Если Языковая инспекция прежде всего занималась надзором, то в долгосрочной перспективе Языковой департамент должен стать общегосударственным центром компетенции в формировании и применении языковой политики. Этот департамент получит множество задач и полномочия для формирования языковой политики Эстонии", – сказал, представляя законопроект, председатель фракции "Отечества" Прийт Сибуль.
Ведомство "стеклянного потолка"
Какими бы благими целями ни оправдывали политики необходимость расширения полномочий данного ведомства, его дискриминационный по отношению к этническим неэстонцам принцип, заложенный при основании, от этого точно не изменится.
Как и все годы, прошедшие с момента образования в 1990-ые, его истинной целью определенно останется создание для неэстонцев искусственных препон в сфере карьерного роста, а также максимального дискомфорта в повседневной жизни.
Ведь даже выучившие эстонский язык и получившие требуемую для работы категорию люди никогда не могут быть уверенными в том, что при очередной проверке языковой инспектор не отправит их на очередную пересдачу экзамена.
Вне зависимости от того, стало ли причиной этого недостаточно хорошее произношение или ошибки, вызванные состоянием здоровья человека в день проверки.
Порадоваться в связи с созданием Языкового департамента можно лишь за чиновников – их, вероятно, станет больше, и в период экономического кризиса они будут иметь стабильную высокооплачиваемую работу. Работа, конечно, "с душком", но деньги не пахнут, особенно, если это подкреплено государственной идеологией.
Слабых бьют
Выступая на днях на портале ERR, советник отдела культурного разнообразия Министерства культуры Эстонии Артем Теплюк отметил, что фокус интеграционной политики государства постепенно смещается в сторону тех, кто проживает в стране менее пяти лет, но в центре внимания все-таки остается именно владение эстонским языком.
Наверное, кампании, направленные на выходцев из Африки и Ближнего Востока, видели на улицах уже многие жители Эстонии, но вот о "подвигах" языковых инспекторов по "отлову" и наказанию не владеющих эстонским арабоязычных таксистов или официантов-индусов почему-то никто не слыхал, хотя жалобы на это в местной прессе и соцсетях появлялись неоднократно.
Но одно дело – обидеть, возможно, не очень бегло, но все-таки владеющего эстонским местного русского, а другое – причинить моральные страдания языковой проверкой тем, кто прибыл в страну по распоряжению ЕС. Что будет, если они пожалуются на дискриминацию в Брюссель или, не дай бог, учинят бунт по примеру того, что происходит сейчас в США и некоторых странах Европы?
Эстонские русские за годы независимости показали по отношению к эстонскому государству "всетерпение и всепрощение", то есть готовность безропотно выносить любые придирки. Кроме того, собственной партии, которая отстаивала бы права русскоязычных, у них в парламенте нет, никто извне не заступится, а значит можно без проблем продолжать издеваться над ними и дальше. Чем Языковой департамент, с большой долей вероятности, теперь и продолжит заниматься с новой, "расширенной" энергией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.