Коалиция голландских журналистских и правозащитных организаций подала петицию с призывом к Суду Евросоюза рассмотреть санкции, наложенные Брюсселем на российские государственные средства массовой информации. Речь идет о Russia Today и Sputnik.
Результат протеста коалиции, вероятно, окажется нулевым. Но сам факт появления такого обращения со стороны европейских журналистов по поводу незаконного запрета средств массовой информации по геополитическим причинам дает основания считать, что свобода слова в Европе все же пока еще жива, и существуют силы, готовые ее защищать.
После того как международная организация "Репортеры без границ" опубликовала в начале мая свой очередной рейтинг свободы прессы, многим показалось, что с этой самой свободой в Евросоюзе окончательно покончено. Ранее она была поставлена под сомнение решением Еврокомиссии ввести запреты на трансляции и публикации ряда российских средств массовой информации, что было сочтено многими журналистами в Европе если не нарушением законодательства альянса (хотя Брюссель и в самом деле не имеет права на такие запреты), то очень сомнительной мерой с точки зрения ее соответствия нормам свободной журналистики.
Рейтинг вроде бы независимой и неправительственной журналистской организации "репортеров" как бы дал понять, что в затыкании ртов россиянам нет ничего предосудительного, он косвенным образом закрепил за Брюсселем право разрешать или запрещать журналистам работать, то есть подтвердил право общеевропейских властей на цензуру.
А потому в Евросоюзе и заговорили как никогда ранее серьезно о кончине свободы слова. Ну или на значительной части территории альянса, включая и Эстонию, которая каким-то образом получила в упомянутом рейтинге сразу четвертое место, что шокировало не только тех, кто точно знает, что это неправда, но даже тех, кто верит в независимость крупнейших эстонских средств массовой информации.
Как уж "репортеры без пределов" на самом деле составляют свои рейтинги и что при этом употребляют для стимулирования воображения неизвестно, но эстонскому их соучастнику удалось каким-то образом "затащить" свою страну на более высокую позицию, чем получили Финляндия, Германия, Великобритания, Франция и США.
Не говоря уж о России, где все независимо мыслящие журналисты, как можно подумать, начитавшись публикаций на эту тему в "свободной прессе", или уже убиты агентами Кремля, или вот-вот будут зверски замучены в тюрьмах. Обошла Эстония, по оценкам "репортеров" и Нидерланды, которые заняли лишь шестое место.
Российские издания им не нравятся, но еще больше не нравится цензура
Одного этого факта было бы достаточно, чтобы раз и навсегда потерять интерес к тому, что публикует организация "репортеров". Именно Голландия стала той страной Евросоюза, где журналисты решили затеять разбирательство из-за закрытых по "директиве" Брюсселя российских государственных средств массовой информации.
Не потому что нидерландским журналистам и правозащитникам нравились Sputnik или Russia Todaw, наоборот, они вроде бы были не симпатичны, а из принципа и ради той самой свободы слова, о которой как бы пекутся "Репортеры без границ".
В Эстонии, где по-быстренькому и тоже без всяких разбирательств и экспертиз закрыли и заблокировали намного больше российских телеканалов и новостных ресурсов, чем постановил Брюссель, никто всерьез не озаботился тем, что все это вроде бы не очень соответствует принципам свободы слова. Пара передач на местном телевидении на тему "А надо ли было это делать?" и кулуарные разговоры местных журналистов вряд ли можно всерьез считать протестом против допущенного по отношению к российским изданиям произвола.
Голландская коалиция, в которую входят Нидерландская ассоциация журналистов (NVJ), правозащитные организации Bits of Freedom и Freedom Internet, а также интернет-провайдеры A2B Internet и BIT, как сообщило издание NL Times, подала петицию в Суд Евросоюза, считая, что приостановка деятельности российских государственных изданий была произведена "поспешно".
"Это поднимает вопросы о нашем верховенстве закона и о том, что мы отстаиваем как общество", – заявляют подписанты совместного заявления, назвавшие себя "Коалицией за свободу информации (FOIC)". Интернет-провайдеры выступают в роли истцов.
Коалиция считает, что решение о введении запрета было политически мотивированным и принято без судебного рассмотрения дела, но именно независимые судьи, а не национальное правительство или Брюссель должны выносить такого рода вердикты. "Это было политическое решение, без судебного пересмотра, – сказал изданию NL Times советник Bits of Freedom Реджо Зенгер. – Решение сделать информацию недоступной должно приниматься не главами наших правительств, а независимыми судьями".
Цензуру, как считают подписанты послания в Суд Евросоюза, нельзя считать верным ответом на сомнения в объективности или точности подачи информации тем или иным изданием. Генеральный секретарь NVJ Томас Брюнинг сказал: "В конституционном государстве с дезинформацией не следует бороться с помощью цензуры". Можно поспорить насчет оценки Russia Today и Sputnik как пропагандистских и дезинформирующих ресурсов, но в части осуждения цензуры, применяемой к ним по геополитическому принципу, остается лишь согласиться.
По словам Анно Шольте тер Хорст из Freedom Internet, запрет Брюсселя на российские ресурсы, кроме того, "противоречит принципу сетевого нейтралитета". Это юридическое обязательство провайдеров одинаково относиться ко всему трафику данных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.