Какие "болезни" Прибалтики скрываются за страхом переговоров США и России

Государственные флаги России и США
© Sputnik / Владимир Трефилов

Анатолий Ядов

Интересно разобраться, почему страны Балтии напуганы перспективой заключения соглашений между Россией и Соединенными Штатами.

Обострение комплекса неполноценности, переживаемого странами Балтии из-за предстоящих переговоров между Москвой и Вашингтоном, может быть объяснено словами президента Эстонии Алара Кариса, заявившего: "Чувство такое, что нас обходят стороной".

И надо отметить, интуиция его не подводит – "их" действительно обходят, поскольку двухсторонние переговоры, как несложно понять по смыслу самого термина, подразумевают участие всего двух государств. А не, скажем, двух и еще группы "обеспокоенных" прибалтов.

Предложение Москвы провести переговоры с Вашингтоном, а затем с блоком НАТО и с ОБСЕ ради обсуждения проблем взаимной безопасности, деэскалации напряженности и разработки гарантий ненападения во многих государствах Евросоюза вызвали сомнения, критику и неприятие ряда положений, представленных Россией, проектов договоров, но испуганными выглядят лишь страны Балтии.

Обиды и страхи прибалтийских столиц по-человечески вполне понятны – по их мнению, крупные державы вновь собираются без них решать их "судьбу". Конечно, отсутствие доверия тех же стран Балтии к США как к "главному гаранту безопасности" и к уверениям президента Байдена настораживает – какие же они гаранты, если защищаемые им не верят, – но уже не удивляет.

Помнится, после известных событий на Украине прибалтийские республики, уже будучи членами североатлантического блока, стали требовать разместить на их территории войска НАТО, а еще лучше – американских солдат, поскольку Россия "вот-вот атакует".

И это несмотря на то, что основополагающий договор блока содержит широко известную Статью 5, как бы гарантирующую защиту каждой страны-союзника в случае нападения на нее. Но она не избавила прибалтийские столицы от сомнений в том, что за них действительно в случае чего хоть кто-нибудь вступится.

А потому требовались "заложники", то есть защитники в лице батальонных групп НАТО. Похоже, страны Балтии в соглашения, документы и союзников не верят и все хотят "пощупать" собственными руками, включая и союзных солдат.

Комплекс жертвы, комплекс неполноценности, недоверие ко всем, кто больше и сильнее, – это серьезные недуги, которые требуют долгого лечения спокойной, мирной жизнью. Но основанием для допуска на двусторонние переговоры между двумя ядерными державами все это служить все равно не может.

"...Эта беседа [президентов Джо Байдена и Владимира Путина] действительно многих встревожила. Чувство было такое, что нас обходят стороной. Отсюда и телефонный разговор с Байденом, который провели позднее страны Восточной Европы, восточного крыла ЕС, – и другие страны тоже. Не мы одни ощутили себя задетыми – задетой себя ощутила Канада и другие государства. Беседы ведутся, о чем именно – мы не знаем", – сказал президент Эстонии Алар Карис в интервью государственной вещательной компании ERR.

Евросоюз тоже почувствовал себя обманутым, брошенным и униженным

Менее понятно требование Брюсселя, также, похоже, испытавшего муки комплекса неполноценности, привлечь его к переговорам между Россией и США.

С чего вдруг экономическому альянсу, пока лишь претендующему на роль одного из ведущих действующих лиц международной политики и глобальной безопасности, настаивать на приглашении его к участию в диалоге двух ядерных держав по вопросам, на которые Брюссель не имеет ответов.

И с чего бы это вдруг ему комплексовать из-за отсутствия такого приглашения и пытаться вклиниться в разговор между собственниками вооружений о гарантиях безопасности и ненападения друг на друга.

Верховный представитель Евросоюза по делам внешней политики и безопасности Жозеп Боррель, как сообщает немецкая государственная вещательная компания Deutsche Welle, выступил с требованием включить Евросоюз (то есть самого Борреля) в число участников переговоров, поскольку "решения о безопасности в Европе не могут приниматься двумя сторонами без учета ЕС".

Опытный, хорошо образованный испанский дипломат, конечно, знает, что Россия также входит в состав Европы, а точнее говоря, составляет большую ее часть. А потому и без нее "решения о безопасности" тоже никак приниматься не могут, хотя Брюссель, где находится штаб-квартира НАТО, и Вашингтон как раз это и пытаются сделать, не обещая России никаких гарантий безопасности.

Что касается сформулированного Боррелем выбора "могут/не могут" принимать решения, то он ошибочен и неосторожен, так как США и Россия все равно переговоры проведут, но теперь это будет выглядеть как крупное политическое поражение Евросоюза, хотя могло бы выглядеть как акт заботы о его безопасности.

Вашингтон, а также обусловленные для участия в переговорах с НАТО крупнейшие европейские государства военного блока (а заодно и Евросоюза), вероятно, так же как и Москва, не хотели бы превратить переговоры в балаган, в шоу с участием почти трех десятков представителей стран блока с одной стороны и всего одного, России, – с другой стороны. Насколько можно понять замысел Москвы, она хочет говорить о совершенно конкретных вещах, о вооружениях и солдатах, местах их размещения и "правилах поведения" сторон. Выслушивание политических деклараций, обвинений, призывов и демагогов в планы переговоров не входит.

Министр Лаанет читает мысли Путина, что исключает его участие в переговорах

Именно поэтому, надо полагать, Москва потребовала включить в состав делегаций профессиональных военных, которым несложно понять доводы друг друга и которые в отличие от многих политиков, включая и министров обороны, не склонны к переливанию из пустого в порожнее.

Как известно, международная дипломатия исключает применение нелестных характеристик интеллектуальных и деловых качеств членов кабинетов министров и, тем более, глав государств.

Не принято даже намекать, скажем, на полное непонимание каким-нибудь министром обороны реальной ситуации. Хотя было бы полезно указать, например, главе оборонного министерства Эстонии Калле Лаанету, что полезнее сначала консультироваться со своими подчиненными, военными экспертами, и лишь потом выступать с какими-либо заявлениями. И никак не наоборот.

Тогда все были бы избавлены от выслушивания изречений типа "государства Запада ни при каких обстоятельствах не могут согласиться с предложениями России по гарантиям безопасности в Европе" и утверждений о якобы готовящемся нападении России на Украину.

Соотечественники министра Лаанета сразу были бы поставлены им в известность о том, что "сегодняшних сил (России), которые были развернуты, недостаточно, чтобы пойти в атаку и завоевать Украину.

Какую-то часть можно захватить и этими силами, но удержать ее будет очень сложно". Иными словами, военные эксперты многих европейских стран, включая и Эстонию, не согласились с мнением США о подготовке российского вторжения, так как по имеющимся данным это невозможно.

Остальные изречения министра оброны Лаанета интереса не представляют, так как состоят из голословных утверждений о "тайных помыслах" и "коварных планах" президента Путина, о "психологическом давлении" и тому подобных никому не интересных намеков на мистическую мысленную связь Лаанета с российским лидером, позволяющему ему, Лаанету, проникать в мысли президента Путина.

"На данный момент цель России – вызвать эскалацию психологического напряжения", – вещал эстонский министр.

Собственно, его слова более чем убедительно объясняют, почему Москва требует привлечь к переговорам профессиональных военных и не хочет устраивать из переговоров с НАТО форменный цирк, бессмысленный и совершенно не смешной.

Единственная, надо полагать, цель Москвы состоит точно в том же, в чем видит смысл своего существования вес североатлантический альянс и Эстония в частности – обеспечить свою безопасность. Об этом, о взаимной безопасности, и предлагается поговорить конкретно и обстоятельно.

А теории заговоров и домыслы предполагается оставить для средств массовой информации. Решение о проведение переговоров по инициативе России – это однозначно и бесспорно обнадеживающий факт.

Ссылки по теме