Приближается дата тридцатилетней годовщины независимости Украины. 24 августа 1991 года Верховный совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете. По иронии судьбы Украина была одной из тех системообразующих советских республик, создавших, а затем окончательно разрушивших СССР.
Она, как и страны Балтии, бросилась строить государственность на противопоставлении с Россией: началась борьба с русским языком, создание собственных исторических нарративов, частичный разрыв экономических связей. На Украине, в отличие от Прибалтики, это проявилось не сразу, поскольку в 1990-х – начале 2000-х годов у власти в стране находились умеренные политики, сотрудничавшие как с Западом, так и с Россией.
Украинская многовекторность закончилась в два этапа: впервые – когда произошла "Оранжевая революция", и во второй раз – в 2014 году после Евромайдана.
Однако попытка уйти на Запад и оставить в прошлом "немытую Россию", провалилась. Имея хорошие связи с "восточным соседом", Украина развивалась и шла вперед.
Она обладала мощным ресурсным потенциалом, солидной технологической базой, ценным человеческим капиталом. А потом всего этого добровольно лишилась. Получилось так, что чем больше Украина интегрировалась с Западом, тем хуже становилось ее положение. Парадокс, не иначе.
Сегодня, после семи лет "европейского выбора", Украина оказалась в глубоком кризисе. В "светлое будущее" попасть не удалось. Конечно, до полного краха еще далеко, но больше проблемы – налицо. Ни одно украинское правительство так и не смогло приструнить олигархов, реально объединить людей и наконец найти свой экономический путь.
Каковы же "достижения" Украины на сегодняшний день?
Во-первых, она потеряла часть территории – Крым и Донбасс. Украинские националисты скажут, что это якобы Россия виновата. Но следует вспомнить, что большинство жителей этих территорий сами отказались быть частью страны, в которой правят компрадорские элиты, нацеленные на борьбу со всем русским.
В Киеве не раз заявляли, что Украина обязательно "вернет" полуостров и юго-восточные земли, но, кажется, они уже и сами в это мало верят.
Тем временем конфликт в Донбассе продолжается. По подсчетам ООН, за семь лет войны в зоне боевых действий погибло больше 13 тыс. человек, ранены – больше 33 тыс. Четверть из них – гражданские лица. Война стоила Украине около 50 млрд долларов, что составляет примерно десять процентов от всего ВВП страны за пять лет.
Во-вторых, серьезно деградировала экономика Украины, что отразилось на обычных жителях, чье благосостояние значительно снизилось.
В 2020 году она заняла 92-е место в мировом рейтинге благосостояния Legatum Institute, что стало худшим показателем среди стран Восточной Европы.
Для сравнения: в 2013 году она была на 64-й строчке. В 2019 году минимальная зарплата в стране в долларовом эквиваленте составляла 150 долларов – это был самый низкий показатель среди стран Европы. Если в 2014 году за чертой бедности жили 15% населения Украины, то в 2019 году – 25%.
Пока простые граждане беднеют, олигархи богатеют. За последний год состояние богатейших бизнесменов увеличилось на сотни миллионов долларов. Так, состояние самого богатого олигарха Рината Ахметова выросло с 2,8 до 7,6 млрд долларов. "Король труб" Виктор Пинчук разбогател на 900 млн долларов, бывший соратник Юлии Тимошенко Константин Жеваго – на 1 млрд долларов.
Наконец, ослабла украинская государственность. Согласно рейтингу самых слабых государств мира (Fragile States Index), который традиционно возглавляют неблагополучные африканские страны, Украина в 2020 году заняла 92 место. Однако еще в 2013 году она была на 117-м.
За семь лет резко сократилась численность населения. Если в 2013 году на Украине проживало 45,3 млн человек, то сейчас – 37 млн. И дело не только в том, что Россия "Крым оттяпала". В целом за 20 лет численность населения страны сократилась более чем на 11 млн человек. Налицо тенденция – Украина вымирает.
В 1990-х годах американские политологи ввели новое понятие – failed state, "несостоявшееся государство". Такое государство не способно обеспечивать безопасность граждан и порядок на улицах, у центрального правительства отсутствуют рычаги влияния в регионах, которые живут по собственным законам. Как правило, такие государства экономически слабы и не способны выполнять социальные обязательства.
Типичными failed state считаются Сомали, Афганистан, Южный Судан, Сирия, Йемен. Украина пока не докатилась до такого уровня, но такими темпами скоро станет дышать им в затылок.
Если Киев срочно не изменит свою политику и не вернется на путь многовекторности, последствия окажутся катастрофическими. Пострадают все, но прежде всего – простые жители Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.