Пандемия коронавируса стала настоящим бедствием для всего мира. Она охватила 187 стран, и впервые за долгие годы человечество столкнулось с вызовом, с которым оказалось не в силах совладать. Практически моментально закрылись границы, встали предприятия, подскочила безработица, возросла смертность. COVID-19 ударил не только по США, где зафиксировано больше всего случаев заражения, но и по Европе и России.
На сегодняшний день в мире зарегистрировано свыше 4,4 млн случаев заражения коронавирусом, из которых 1,7 млн заболевших пришлось на европейский регион. В числе основных пострадавших оказались Испания, Великобритания, Италия, Франция и Германия – в каждой из этих стран количество зараженных превысило 170 тысяч человек. Там же и наибольшее число умерших: в Великобритании – 33 тысяч, Италии – 31 тысяч, Испании и Франции – 27 тысяч человек.
В России наблюдается тоже не самая радужная картина. С момента начала эпидемии в стране зарегистрировали более 250 тысяч зараженных новым вирусом. Однако смертность пока остается на относительно низком уровне. Согласно официальным данным, в России с COVID-19 умерло менее 3 тысяч человек.
Рост смертности и нагрузка на национальные системы здравоохранения – это полбеды. У Евросоюза сильно просели основные экономические показатели. Согласно последним данным Евростата, экономика ЕС за первые три месяца 2020 года сократилась на 3,5%. Такими темпами она упадет на 13% за год, и Европа недосчитается почти 2 трлн евро.
Россия также оказалась в затруднительном положении. По оценке международного рейтингового агентства S&P Global Ratings, в 2020 году на фоне падения внешнего спроса и негативной динамики внутреннего спроса Россия потеряет около 4,8% ВВП.
Россия и Евросоюз оказались в одной лодке. Но кажется, что Европа потеряла даже больше. "Коронакризис" нанес серьезный удар по престижу Евросоюза и, прежде всего, по его важнейшему институту – Еврокомиссии.
Она продемонстрировала полную беспомощность, когда в марте Италия, член ЕС, оказалась в наиболее затруднительном положении из-за стремительного роста заражения коронавирусом. Тогда Брюссель в отличие от Москвы не смог прийти на помощь южноевропейской стране. Председателю Еврокомиссии пришлось за это впоследствии извиняться.
"Коронакризис" стал шоком и вызовом для Европы подобно миграционному кризису или кризису еврозоны 2008–2009 годов. Эпидемия показала, что роль европейских институтов в кризисный момент в очередной раз отошла на второй план. 2020 год обусловил конец либерального миропорядка, установившегося по итогам холодной войны. Именно национальные государства, от которых Европа, казалось бы, последовательно уходила после Второй мировой войны, вновь вернулись на авансцену. Именно поэтому Италия без оглядки на ЕС приняла помощь России в критический для себя момент.
Отправка в Италию бригады российских врачей-эпидемиологов и специалистов войск радиационной химической и биологической защиты означала изменение всей парадигмы взаимоотношений России с ЕС и Североатлантическим альянсом. Россия, против которой введены европейские санкции, оказала поддержку Италии, хотя сама испытывала значительные трудности.
За полтора месяца российские специалисты продезинфицировали свыше ста зданий в сотне населенных пунктов "красной зоны" на севере Италии, тем самым предотвратив риск новых заражений и вылечив значительное количество заболевших коронавирусом.
Пандемия стала общим вызовом, и в Италии российскую помощь оценили с огромной благодарностью. "Я хочу искренне поблагодарить всех присутствующих, а также российских врачей и медсестер, принявших участие в этой миссии", – заявил губернатор Ломбардии Аттилио Фонтана.
Помощь Италии нисколько не изменила общего отношения Евросоюза к России – ее по-прежнему считают виновной в украинском конфликте, и санкции снимать не собираются. Однако общая проблема – COVID-19 – способна открыть новое окно возможностей для сотрудничества России и отдельных государств Европы.
По мнению президента ассоциации итальянских промышленников Confindustria Russia, сопредседатель российско-итальянского Форума – диалога Эрнесто Ферленги, Россия и Италия могли бы усилить сотрудничество в сфере медицины.
"Медицина – сфера не спекулятивная. Понятно, что есть тема инвестиций, прибылей, но наука не имеет границ. Нельзя на нее накладывать санкции. Я вижу, что даже можно разработать новую вакцину. В Европе и России развита сфера медицины, математики, физики", – заявил он Baltnews.
Примечательно, что об этом же говорят и в Прибалтике, наиболее критично настроенной в отношении России. Депутат парламента Эстонии Оудекки Лооне в беседе с Baltnews сообщила: "Мы могли бы сотрудничать в научной сфере, вместе создавая тесты и вакцину, а также исследуя сам COVID-19. Уровень развития науки в России и Европе довольно высокий, и я надеюсь, что обе стороны постараются усилить здесь взаимодействие".
Пока же Россия и европейские страны действуют в одиночку. В Евросоюзе дальше всех продвинулась Германия. В России же планируют зарегистрировать вакцину в сентябре этого года. Тем не менее поле для сотрудничества есть. России государствам Европы остается лишь не забывать, что они соседи и у них общие интересы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.