Вацловас Бернотенас. Литовский разведчик, чья воля к жизни оказалась непобедимой

Орловская наступательная операция во время Курской битвы, 12 июля - 18 августа 1943 года
© Sputnik / Израиль Озерский

Кристина Никитина

Тема: Символы Победы в Прибалтике

Власти Литвы отчаянно пытаются стереть из памяти народа имена героев, освободивших страну от фашистских захватчиков: переименовывают улицы, срывают памятные таблички, просто молчат. Среди таких "неугодных" ныне героев оказался и литовец-разведчик Вацловас Бернотенас.

Сейчас большая часть молодого поколения Литвы, как и других прибалтийских стран, уже почти не знает имена настоящих героев Великой Отечественной войны. Но в рядах Красной армии за свободу от нацистов воевали более ста тысяч литовцев, латышей и эстонцев. Среди них и первый литовец, удостоенный звания Героя Советского Союза, лейтенант Вацловас Бернотенас.

Биография

Бернотенас родился в 1917 году в городе Ревеле Эстляндской губернии (ныне Таллин, Эстония) в семье рабочего. После окончания Каунасского военного училища молодой человек служил в литовской армии. 

В начальный период войны был эвакуирован в Пензенскую область, где весной 1942 года его призвали в ряды Красной армии. Там он окончил ускоренные курсы Пензенского артиллерийского училища, а после был зачислен в недавно созданную, ставшую впоследствии знаменитой 16-ю Литовскую стрелковую дивизию. 

Уже в ходе зимнего наступления Красной армии 1942–1943 годов Бернотенас оказался на передовой на Орловском направлении.

Вацловас Вацлович Бернотенас
Вацловас Вацлович Бернотенас

Курская битва

Перед Курской битвой потребность в "языках", то есть информированных вражеских военнослужащих, была постоянной. Ни у кого не вызывало сомнений, что немцы предпримут решительную попытку отыграться за Сталинград. Но точных деталей у армии об этом не было. В секторе 156-го стрелкового полка осложнялось все тем, что находившаяся в руках немцев местная господствующая высота 235,0 не давала наблюдателям просматривать тыл врага.

И вот 25 июня 1943 года после ряда безрезультатных попыток ночного поиска было принято отчаянное и довольно дерзкое решение – брать пленных днем, в ходе разведки боем. 

Раннее утро. Внезапно начинается короткая, но энергичная артподготовка. Как только в 7 часов взрывается последний снаряд, в атаку идет пехотная рота, усиленная взводом пешей разведки лейтенанта Бернотенаса. К тому моменту он уже был командиром взвода пешей разведки 156-го стрелкового полка.

Пехота ведет бой на Курской дуге, июль 1943 года
© Sputnik / Наталья Боде
Пехота ведет бой на Курской дуге, июль 1943 года

Захват "языка"

Немцы немного опешили от такой наглости и вначале слегка растерялись. Это стоило им первой линии окопов. Однако красноармейцы перестарались, и живых немцев в окопах первой линии не осталось, а ведь им нужна была информация. Пришлось идти дальше.

В ходе атаки на немецкие позиции во второй линии группой были взяты два немецких "языка", от которых впоследствии была получена точная информация о начале операции вермахта "Цитадель". 

Но вернемся в окопы. К этому моменту раненый уже несколько раз Бернотенас отправляет своих людей обратно в расположение вместе со всеми взятыми документами и картой.

Прощание друзей

Как пишет в книге "Братья сражаются вместе" бывший боец 16-ой Литовской стрелковой дивизии Альбинас Ликас, прощание боевых друзей было трудным и трогательным. 

"Легкораненые стали отходить, унося с собой тех, кто не мог идти сам, а командир взвода, политрук и еще два бойца снова заняли места в окопе, чтобы прикрыть их отход. На шквальный огонь врага они отвечали точными прицельными выстрелами: на счету был каждый патрон", – рассказывает Ликас.

Сопровождавшая немецких "языков" группа ушла удачно, однако прикрывавшим ее отход разведчикам пришлось нелегко. Фашисты просто-напросто отрезали их своих огнем и начали уничтожать.

Восемь часов подряд бойцы Бернотенаса успешно отбивали атаки очевидно превосходящих сил противника. В конце в окопе их осталось лишь трое.

"Уходи", – сказал я нашему политруку Кудле. А он говорит: "Ты уходи". "У тебя, – говорю, – жена в Пензе, только что родила". А он: "А ты еще жизни не видел, тебе надо жить", – вспоминает сам Бернотенас.

В это время осколки разорвавшейся гранаты впились в его ноги, а тяжелый удар обрушился на голову, пробив каску. Рядом замертво упал Кудла. Продолжая стрелять, лейтенант Бернотенас отполз в сторону. Затем он перевалил на восточный склон высоты и потерял сознание.

Немецкие солдаты и офицеры, взятые в плен в битве под Курском. Архивное фото
РИА Новости
Немецкие солдаты и офицеры, взятые в плен в битве под Курском. Архивное фото

Посмертное представление к Герою

В Красной армии небезосновательно предположили, что проводивший разведку личный состав погиб, и начали составлять наградные документы. На Бернотенаса написали посмертное представление к Герою. Ведь поставленную ответственную задачу разведчики под его началом выполнили с честью.

Ночью получивший сильное ранение Бернотенас очнулся. Ситуация оптимизма не внушала. Ведь он остался в немецком расположении совершенно один, к тому же с перебитыми ногами и отказывающимся двигаться израненным телом. Однако разведчику удалось сориентироваться, и он пополз к своим. 

Регулярно теряя сознание, лейтенант семь суток полз по хорошо простреливаемой местности без воды и еды. По пути он жевал лишь щавель, а утолял жажду то росой, то ржавой болотной водой.

Где-то на середине нейтральной полосы Бернотенас смог понять, что сбивается с маршрута. Тогда, чтобы ориентироваться в пространстве и сохранять прямолинейность движения, он начал ставить колышки.

Курская битва, июль 1943 год
© Sputnik / Иван Шагин
Курская битва, июль 1943 год

Жив!

Лишь на седьмой день Вацловас был найден советскими солдатами. Причем лейтенант перемещался настолько скрытно, что бойцы боевого охранения смогли обнаружить его, когда он подполз к окопам на 30 метров.

"Семеро суток, питаясь травой, Бернотенас полз к своим, минуя минированные поля, и, в конце концов, в 30 метрах от нашего переднего края был замечен и подобран", – сообщается в наградном листе Бернотенаса.

От солдат он узнал, что уже посмертно удостоен звания Героя. Так Бернотенас и стал первым литовцем – Героем Великой Отечественной войны. 

После госпиталя он снова вернулся в строй, чтобы вместе с однополчанами и дальше освобождать родную Литву. Помимо высокого звания Героя, он также был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Ленина, "Знаком Почета" и медалями.

После войны Бернотенас был уволен в запас. Он жил в Вильнюсе и много лет проработал в Литовской республиканской библиотеке, заведуя отделом редких и старопечатных книг. За свою работу он получил звание Заслуженного работника культуры и образования Литовской ССР.

Приказ о присвоении звания Герой Советского Союза Вацловасу Бернотенасу и Виктору Яценевичу
Приказ о присвоении звания Герой Советского Союза Вацловасу Бернотенасу и Виктору Яценевичу

Миссия властей: предать забвению

Сначала о герое помнили. Его именем были названы улицы в литовских городах Зарасай, Купишкис и Радвилишкис, спортивный клуб, а также переходящий кубок Литовской ССР по спортивному ориентированию. А на доме, где жил Бернотенас, даже была установлена памятная доска.

Однако в настоящее время улиц с его именем, по всей вероятности, больше не осталось. В 2018 году улица сохранилась лишь в Радвилишкисе, однако и ее планировалось переименовать. После этого никаких новостей об этом мы больше не нашли, а при вводе названия улицы в Google Maps ничего не отображается. Такой улицы, согласно карте, не существует. А памятную доску с дома в Вильнюсе, где Бернотенас жил, просто сняли.

Как отметил председатель Организации участников Второй мировой войны в Литве Юлюс Декснис, литовские власти, как и СМИ страны, молчат о подвиге Бернотенаса.

"Вообще ни власти, ни газеты, ни радио, ни телевидение ни слова не о Бернотенасе, не о героях Советского Союза не упоминают. Вообще у нас в 16-й литовской стрелковой дивизии было 12 героев Советского Союза. В том числе и Бернотенас", – заявил Baltnews Декснис.

По его словам, причина банальна – власти Литвы делают это в целях пропаганды.

Дануте Станилиене (справа), пулемётчик 167-го стрелкового полка (16-я стрелковая дивизия, 4-я ударная армия, 1-й Прибалтийский фронт)
© Sputnik / РИА Новости
Дануте Станилиене (справа), пулемётчик 167-го стрелкового полка (16-я стрелковая дивизия, 4-я ударная армия, 1-й Прибалтийский фронт)

"По какой причине? Наверное, это ясно. Вся пропаганда [нацелена] на то, что это не было освобождение Литвы, а была вторая "оккупация". Вот такая галиматья, с которой я не соглашусь никогда. Я говорю открыто, и, может быть, меня и подслушивают, как обычно – если бы не Советская армия, Литва одна, конечно, бы не смогла никоим образом освободиться от немецкой фашистской оккупации", – подчеркнул председатель Организации участников Второй мировой войны.

Он добавил, что его организация помнит подвиг Бернотенаса и чтит память о нем, а также о других героях-литовцах.

"Я был знаком с ним лично, я был знаком и с его братом, посещаю его могилу. Так что нам он известен. И в организации ветеранов Второй мировой войны, которой мне приходится руководить, мы вспоминаем его на праздниках и других встречах. Не только Бернотенаса, а и других 11 воинов 16-й стрелковой дивизии, которым было присвоено звание героев. <…> Мы вспоминаем и не можем не вспоминать. И всегда будем помнить, пока мы будем живы", – заключил Декснис.

Пусть власти Литвы пытаются стереть воспоминания о настоящих героях ВОВ, срывают таблички, переименовывают улицы. Но из песни слов не выбросишь. 

И эта песня – гимн мужественности, стойкости и бесстрашию – о тех, кто действительно освобождал Литву от немецких захватчиков, будет звучать в сердцах и голосах помнящих людей еще очень долго.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме