Во вторник, 18 января, эстонские СМИ рассказали о пристальном интересе Полиции безопасности (КаПо) Эстонии к депутату Рийгикогу Мартину Репинскому, который в последние месяцы мелькал в новостях в связи со своим занятием таксоизвозом в свободное от основной работы время. Как утверждают журналисты, некий анонимный источник подтвердил данную информацию.
А сам Репинский еще неделю назад в интервью обмолвился о том, что КаПо и "другие учреждения" следят за ним, и связал эти действия со своими частыми визитами в Россию и приемом в Эстонии гостей с восточной границы. Но подробности этих связей с Россией депутат не раскрыл. Да и государственные учреждения, озабоченные вопросом госбезопасности, оказались не более многословными.
Так, прокуратура оставила без ответа вопрос прессы, начато ли в отношении Репинского уголовное производство. Полиция безопасности также избежала какой-либо конкретики.
"Если необходимость серьезного нарушения основных прав людей оправдана тем, что требуется для выполнения рабочих обязанностей Полиции безопасности, суд дает на это разрешение. Уточнить, кому суд выдал такое разрешение, не представляется возможным", – передали СМИ слова руководителя бюро департамента Полиции безопасности Харриса Пуусеппа.
А министр внутренних дел, центрист Кристиан Яани, однопартийцы которого, помимо Репинского, в разное время привлекали внимание КаПо из-за своих связей с Россией, от дачи комментариев вообще отказался.
Местные СМИ напомнили, что в 2020 году Репинский, будучи членом комиссии по государственной обороне, не прошел проверку безопасности, чтобы ходатайствовать о доступе к секретной информации НАТО. Сам депутат предположил тогда, что причиной тому стали его связи с Россией: "Я занимаюсь бизнесом и пытаюсь привлечь инвестиции из России в Эстонию и наоборот, чтобы помочь эстонским бизнесменам расширить свой бизнес в России".
И хотя КаПо не может комментировать прохождение или непрохождение проверки безопасности конкретных людей, Харрис Пуусепп объяснил, разъясняя общую практику, что обычно учреждение, занимающееся госбезопасностью, отказывается предоставлять доступ к секретам ЕС и НАТО, если одновременно происходит стечение нескольких обстоятельств: "Например, жизнь не по средством вместе с какой-нибудь зависимостью".
А пресса задалась вопросом: является ли пребывание в России достаточным поводом для того, чтобы автоматически бить тревогу в спецслужбах и сидеть на хвосте у политика? По оценкам журналистов, "эксперты остались умеренно скептичными".
"Конечно, не все политики, посещающие страны СНГ, находятся под наблюдением. Это явно исключено", – сказал бывший гендиректор КаПо и министр юстиции Райво Аэг.
"Какая-либо автоматическая слежка не является характерной для правового государства, а Эстония – это правовое государство. Это же не секрет (забудем Репинского и всех остальных), здравомыслящий высокопоставленный чиновник перед поездкой в Россию думает, а надо ли вообще туда ехать", – сказал бывший генпрокурор Лавли Перлинг.
А некий анонимный эксперт заявил, что "поводом для наблюдения за политиком по-прежнему являются его действия", что "если у человека есть контакты в России и он часто там бывает, то Полиция безопасности обязана задаться вопросом, в рамках закона, конечно".
Напомним, что связи с Россией действительно могут стать серьезной проблемой для жителя Эстонии. Особенно если учреждениям, обеспечивающим безопасность, поставлена вполне определенная политическая задача.
Так, еще в 2019 году целый коллектив журналистов, сотрудников Sputnik Эстония, были поставлены перед выбором – уволиться из редакции, подчиняющейся медиагруппе "Россия сегодня", или оказаться за решеткой. Следует отметить, что не только в Эстонии пострадал коллектив Sputnik – схожим репрессиям подверглись также журналисты и авторы Sputnik и Baltnews в остальных странах Балтии.
А с марта прошлого года в эстонской тюрьме томится "русский омбудсмен", антифашист Сергей Середенко, который был арестован правоохранительными органами Эстонии без указания определенной причины. Уже позже, на протяжении многих месяцев, в деле начали фигурировать обтекаемые фразы об антигосударственной деятельности, каких-то "кураторах" и финансировании из-за рубежа, что выглядит крайне сомнительным, учитывая, что арестованный – автор множества публикаций и книг.
Официальная Россия со своей стороны неоднократно выступала с заявлениями, в которых подобная практика расценивалась как репрессивная по отношению к свободной прессе. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир также расценил действия, в частности, Эстонии как противодействие в сфере свободы слова. Но следует отметить, что заявление Дезира так и не попало в "фокус внимания коммуникационных служб" Эстонии.