Премьер-министр Эстонии ездила во Францию, чтобы примерить на себя роль "ястреба"

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас и президент Франции Эммануэль Макрон, Париж, 24 ноября 2021
© AFP 2022 / THOMAS COEX

Федор Гусев

Недавний визит премьер-министра Эстонии Каи Каллас продемонстрировал, что она пока не готова занять более взвешенную и здравую позицию в отношении России.

Если новый президент Эстонии Алар Карис старается по возможности не ввязываться в откровенно провокационные по отношению к России акции западных союзников, то премьер-министр Кая Каллас очевидно решила перенять привычки предыдущего президента Керсти Кальюлайд, принявшись разжигать страсти и культивировать напряженность в регионе с новой силой.

В ходе состоявшегося на этой неделе визита во Францию и встречи с президентом страны Эммануэлем Макроном глава эстонского правительства Кая Каллас с воодушевлением присоединилась к модным в последнее время среди стран Запада разговорам о якобы готовящемся "нападении" России на Украину, а также необходимости усиления противодействия "агрессии" со стороны Белоруссии.

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас и президент Франции Эммануэль Макрон, Париж, 24 ноября 2021
© AFP 2022 / THOMAS COEX
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас и президент Франции Эммануэль Макрон, Париж, 24 ноября 2021

Модная обструкция

"Мы констатировали, что с большим вниманием наблюдаем за военными маневрами России вблизи украинской границы. Сейчас самое важное – сделать все от себя зависящее, чтобы предотвратить любую военную эскалацию. Для этого следует совместно предпринять конкретные шаги, которые побудили бы Россию отказаться от дальнейшей эскалации", – написала Каллас на своей странице в Facebook.

Говоря о Белоруссии, эстонский премьер повторила известную западную мантру о "жестоком режиме Лукашенко": "Примет того, что белорусская "гибридная атака" на границе ЕС и НАТО ослабевает, нет, поскольку такое долгое противостояние – в интересах режима Лукашенко. Это помогает отвлечь внимание о "жестоких репрессий" и "нарушений прав человека", которые продолжаются в Белоруссии".

Как видим, ничего нового премьер-министр Эстонии президенту Франции не сказала, но в то же время подтвердила ему как главе государства, которое в январе вступает в права председателя Евросоюза, продолжение "ястребиной" политики Эстонии в отношении стратегических противников коллективного запада – России и Белоруссии.

Можно не сомневаться, что визит в Париж – лишь один из многих, которые еще совершит в ближайшее время Кая Каллас, продвигая заданную ей "старшими братьями" линию.

В то же время выбор Франции в качестве одной из первых стран на данном этапе противостояния России не случаен, ведь самолеты именно этого государства недавно участвовали в миссии по патрулированию воздушного пространства стран Балтии, а участие Эстонии в совместной с Францией операции в Мали создало предпосылки для более тесного взаимодействия двух стран и по другим вопросам.

Эстонские военнослужащие в Мали
Эстонские военнослужащие в Мали

Разговор с "занозой"

Понятно, что во Франции в полной мере осознают минимальный размер влияния Эстонии на международные процессы. В то же время Макрон понимает и то, какая роль отводится странам Балтии со стороны США и Великобритании, – роль постоянной "занозы", полигона для испытаний различных методик психологического давления на Россию.

Поскольку исходящие от стран Балтии инициативы обычно носят максимально провокационный характер, то и другие страны ЕС, включая Францию, вынуждены с этим считаться.

Впрочем, чрезмерно реагировать на слова премьер-министра Эстонии вряд ли стоит. Наряду с руководителями других стран-лимитрофов она лишь отрабатывает заданный ей старшими союзниками вектор. При этом, по сравнению с заявлениями руководства соседних Латвии и Литвы, заявления эстонских политиков пока не выходят за рамки общепринятых штампов.

Не исключено, что ради дальнейшей карьеры где-нибудь в международных организациях та же Кая Каллас попытается однажды сыграть на опережение, как это часто делала Керсти Кальюлайд, однако пока даже неуклонно падающий рейтинг возглавляемой ею Партии реформ не стал причиной возобновления старой игры в гонки впереди паровоза.

Враги по приказу

Если вспомнить историю взаимоотношений Эстонии с Россией и Белоруссией за последние 30 лет, прошедших с момента провозглашения независимости республики, то можно убедиться в глубокой зависимости их от внешних влияний.

Конечно, некоторые из эстонских первых лиц из кожи вон лезли для того, чтобы подтвердить приверженность русофобии перед западными союзниками. Однако в скоординированных групповых акциях, в ходе которых сразу несколько стран как по мановению волшебной палочки внезапно начинают говорить одно и то же, Эстония начала принимать участие сравнительно недавно.

С тем же Минском до 2020 года Таллин довольно неплохо общался, а против возглавлявшего эту страну "последнего диктатора Европы" хоть порой и поднимали голос отдельные эстонские депутаты, это никак не влияло на расширение экономических и культурных связей двух стран.

К слову, даже после чисто политического решения коллективного Запада прекратить признавать Александра Лукашенко президентом Белоруссии, Эстония одной из последних прекратила с этой страной авиасообщение и до сих пор сохраняет на взаимной основе полноценную работу посольств.         

В целом же можно констатировать, что в последнее время эстонские политики, несмотря на участие в акциях Запада, все чаще пытаются усидеть на двух стульях.

С одной стороны, они не могут выйти из подчинения "суверенов", а с другой – удар по экономике, нанесенный коронавирусным кризисом, заставляет искать дополнительные варианты сотрудничества даже с теми, кто не нравится союзникам.

После трех десятков лет независимости, видимо, у Эстонии появляется определенная житейская мудрость, тем более, когда рядом есть весьма успешный пример политически сбалансированной Финляндии.

В этом смысле укрепление сотрудничества с Францией тоже может иметь не только упомянутый выше пропагандистский эффект, но и дать возможность получить от этой страны поддержку в поиске компромиссов в международной политике, которыми известна французская дипломатия.

Если последнее удастся, то в будущем даже Кая Каллас сможет занять сходную с президентом Аларом Карисом взвешенную позицию. И это, несомненно, принесет Эстонии гораздо больше пользы, чем ее нынешние провокационные заявления "под копирку".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме