После того как в 2014 году на Украине произошел вооруженный захват власти, руководители балтийских стран наперебой стали поддерживать Киев в его начинаниях: от идеи евроинтеграции и вступления в НАТО до любых антироссийских шагов на международной арене.
Правительство Эстонии все эти годы вело себя максимально последовательно. Оно всячески старалось напоминать наднациональным структурам ЕС о необходимости более тесного сотрудничества с Украиной.
Казалось бы, ничего не изменилось. 23 августа президент балтийского государства Керсти Кальюлайд посетила форум "Крымская платформа" в Киеве. На это мероприятие украинские власти пригласили политиков из антироссийски настроенных стран.
Однако сразу после саммита эстонский президент дала интервью украинскому изданию "Европейская правда", после которого даже в самой прессе удивились, насколько сильно изменилось отношение балтийской страны к своему восточноевропейскому партнеру.
"Формулировки могут вас удивить жесткостью. Признавая, что реформы все же продвигаются, президент несколько раз повторила, что советует своему бизнесу не вкладывать деньги в Украину, а только торговать с ней", – написали в "Европейской правде".
Впрочем, призыв не вкладывать в "братское" государство – это не единственный сюрприз, который преподнесла Кальюлайд. Ее высказывания, прогнозы и рекомендации по отношению к Украине оказались настолько жесткими, что впору задуматься, а можно ли вообще считать Прибалтику союзником Киева?
Удар ниже пояса
Пожалуй, первое, что можно отметить в интервью эстонского президента, – это ее апатия к важнейшим проблемам Украины. К примеру, когда ей задали вопрос о Крыме и вообще полезности форума "Крымская платформа", Кальюлайд, конечно, отметила, что ее страна не признает полуостров российским, но при этом сообщила, что никаких практических шагов ни от Прибалтики, ни от Европы в этом направлении Киеву ждать не стоит.
"Я понимаю, что все это (то, как ЕС следит за ситуацией в Крыму – прим. Baltnews) звучит не очень практично, но это реальность, в которой мы все ждем окно возможностей в истории. Мы [эстонцы] ждали его 50 лет", – заявила президент.
Это яркая демонстрация того факта, что к форуму вообще не проявили интереса не только западноевропейские страны, но даже и периферийные страны Евросоюза.
Далее Кальлюлайд стала "бить" по самому больному для Киева – евроинтеграции и вступлении Украины в НАТО. После 2014 года власти в Киеве приняли множество законов, пытались реформировать армию и даже внесли поправки в Конституцию страны, лишь бы быстрее стать частью Североатлантического альянса. Итог – эстонский президент констатирует: рвение Украины – это, конечно, хорошо, но ее членство невозможно.
С вопросом евроинтеграции все еще хуже. Керсти Кальюлайд заявила, что она, разумеется, сторонник расширения ЕС, но тут же оговорилась, что Украине понадобится еще как минимум лет 20.
"Возможно, есть смысл найти некий промежуточный вариант, который поможет Украине, Молдове или Грузии сотрудничать с ЕС так, как вы хотите", – попыталась она подсластить горькую правду.
Промежуточный вариант, видимо, такой: стать для стран ЕС крупным поставщиком гастарбайтеров, продавать свои природные ресурсы за копейки, уничтожить собственное производство и распрощаться с экспортом товаров с добавленной стоимостью, а также распродать свои территории для сельского хозяйства.
Киев, кстати, все это успешно выполняет. 24 мая 2021 года президент Украины Владимир Зеленский подписал закон № 2194 о передаче сельхозземель из государственной в коммунальную собственность, то есть одобрил земельную реформу, принятия которой так долго добивались в Международном валютном фонде (МВФ) и Еврокомиссии.
Однако даже этого недостаточно, чтобы в Европе все же решили взять Украину в свою семью. Более того, руководство Эстонии, вместо того чтобы как-то помочь Киеву, теперь, наоборот, вручает ему "черную метку".
"У вашей страны хорошие перспективы очень быстрого экономического роста, но есть сферы вроде реформы правосудия, где мы не видим того прогресса, на который надеялись. […] Я советую своим гражданам: торгуйте с Украиной, но не инвестируйте в нее", – заявила Керсти Кальюлайд.
Последняя фраза должна выбить из колеи самого фанатичного прозападного политика на Украине. Если президент даже периферийной страны ЕС на официальном уровне говорит о том, что вкладывать в Киев нельзя, то о какой вообще евроинтеграции может идти речь?
Кто заказчик?
После 2014 года уровень коррупции на Украине постоянно растет. Реформы проходят со скрипом, политики заняты внутренней борьбой, а не управлением страной. Экономика государства приходит в полнейший упадок. Но разве это должно отпугивать Прибалтику, которая, даже несмотря на бомбежку мирного населения в Луганске и Донецке украинскими военными, всячески поддерживала Киев?
Как так вышло, что Эстония, Литва и Латвия – самые лояльные Брюсселю и Вашингтону страны в Евросоюзе – отвернулись от Украины, которая хочет стать таким же лояльным сателлитом Запада?
По словам политолога, председателя правления фонда "Украинская политика" Константина Бондаренко, Украина стала слишком дерзко себя вести в последние годы, причем не только по отношению к Евросоюзу, но и по отношению к США.
Если раньше ее руководство стучало в закрытые двери, просто привлекая внимание к своим насущным проблемам, то теперь она действительно создает сложности для стран Европы и Америки, например, вставляя "палки в колеса" Германии с ее проектом "Северного потока–2". Даже окрики из Вашингтона, призывающие Киев не трогать эту тему, не действуют.
"Видимо, по этой причине и было принято решение указать Украине ее место. Если бы "черную метку" вручил какой-нибудь высокопоставленный политик из Западной Европы или Соединенных Штатов, это выглядело бы слишком жестко, возможно, даже как публичное отречение от Украины. Именно поэтому для такой задачи выбрали Эстонию, а точнее – ее президента, которая сообщила весьма неприятные новости украинскому изданию", – заявил политолог Baltnews.
Константин Бондаренко подчеркнул, что балтийские страны являются весьма действенным инструментом внешней политики США по отношению к Евросоюзу. Власти Эстонии, Литвы и Латвии часто играют роль проводника американских интересов в ЕС. Руководство Украины тоже хотело бы получить такой статус, но проблема в том, что Вашингтон решения в отношения Киева еще не принял.
"Будет ли включена Украина в американский инструментарий внешней политики по отношению к ЕС или нет – это решится только после визита Владимира Зеленского в Вашингтон, где он поговорит с главой Белого дома Джо Байденом. После этого появится несколько опций. Первая – Украина активно включается во внешнюю политику Вашингтона и делает ровно то, что он скажет. Вторая – руководство США дистанцируется от восточноевропейского государства.
При таком сценарии Киев либо попадает под влияние России и тут пока сложно делать долгосрочные прогнозы, либо ее "под крыло" берут политики Великобритании, которые в Европе постепенно становятся изгоями, поэтому готовы подобрать все, что плохо лежит, поскольку выбирать уже не приходится", – резюмировал эксперт.
Положение дел и перспективы
Когда Керсти Кальюлайд рекомендовала не инвестировать в Украину, а просто торговать с ней, она действительно обозначила крайне важный момент в сотрудничестве Украины со всей Прибалтикой.
Киев для этого региона – не партнер и не союзник. Для стран Балтии он ресурс, которым надо пользоваться. Параллельно с этим, конечно, можно говорить и о солидарности, и о борьбе с "агрессивной" Россией и даже об евроинтеграции. Но по факту – просто использовать бедственное положение украинской экономики для разрешения своих локальных задач, в том числе, и за счет гастарбайтеров из восточноевропейской страны.
В последние годы они все чаще ездят на заработки в государства ЕС, включая Эстонию. В 2019 году Департамент статистики страны зафиксировал максимальное число разрешений, выданных иностранцам на кратковременную работу. Подавляющее большинство запросов поступило именно от граждан Украины. В 2019 году разрешений на краткосрочную работу было выдано 32,26 тыс., из них 24,34 тыс. выданы украинским гражданам. В 2020 году тенденция продолжилась.
В первую очередь это гастарбайтеры, которые из восточноевропейской страны прибывают в ЕС, в том числе в Эстонию, все чаще. В 2019 году эстонский Департамент госстатистики зафиксировал максимальное число разрешений, выданных иностранцам на кратковременную работу. Подавляющее большинство запросов поступило именно от граждан Украины.
Разумеется, для бизнеса в балтийской стране, где местное работоспособное (особенно молодое) население массово ездит на заработки в Финляндию и другие страны Западной и Северной Европы, дешевая рабочая сила с Украины всегда актуальна. При этом гастарбайтеры из восточноевропейской страны для Эстонии – это ресурс, за который Киев можно особо даже и не благодарить, он сам его в любом случае предоставит.
По словам литовского политолога Вадима Волового, заявления президента Эстонии – это адекватный взгляд на ситуацию на Украине. Он считает маловероятной связь слов Кальюлайд с внутренней политикой ее страны и предстоящими президентскими выборами.
"Возможно, она заметила, что сейчас общее отношение к Украине меняется. У игроков на международной арене наблюдается усталость от проблем Киева. Да и руководство этой страны все чаще ведет себя неадекватно. Украина полностью зависима от Запада, но пытается позиционировать себя так, что это ЕС и США нужно чуть ли не просить Киев вступить в ЕС и НАТО. Видя такое поведение, страны Запада, в том числе и Прибалтику, берет оторопь. Устами президента Эстонии Украине дали понять, что необходимо немного приструнить риторику", – заявил Воловой Baltnews.
Он также не исключил, что подобные слова могут быть и личной инициативой Кальюлайд, особенно с учетом того, что у эстонского бизнеса был негативный опыт на Украине. Это интервью вряд ли связано с предвыборной кампанией, просто президент увидела шанс высказать Киеву претензии.
"Ситуация с гастарбайтерами сильно не поменяется. Если Киев начнет вести себя неадекватно, Эстония будет вынуждена отреагировать. Но это решение будет приниматься исходя из внутренних политических реалий. При принятии решения об ужесточении правил для украинских мигрантов или, наоборот, упрощении выдачи разрешений на работу будет учитываться мнение избирателей и нынешних политических сил. Эстония достаточно прагматична в этом вопросе, ее руководство не станет менять свою миграционную политику из-за мнимой дружбы с Украиной", – резюмировал Вадим Воловой.
Двойные стандарты инвестирования
В отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2019 год сообщается, что на Украину приходится лишь 1,2% от общего объема экспорта Эстонии (импорт – 0,71%). В денежном выражении экспорт с Украины в Эстонию в 2019 году составил 145 млн долларов, а в обратном направлении – 205 млн.
Выходит, инвестировать эстонское правительство в Украину всех отговаривает, но и налаживать торговлю, о которой говорит Кальюлайд, особо не торопится. Так уж сложилось, что бизнес этих двух стран не сотрудничает десятилетиями, скажем, как российские и украинские металлурги или эстонские и российские энергетики.
Нет трансграничной торговли, которая была бы платформой для развития более глубокой кооперации, и нет торговых магистралей, делающих товарооборот и транзит грузов крайне выгодным для Таллина или Киева.
Перспективы есть только в виде растущего потока дешевой рабочей силы с Украины. Причем если этот процесс выйдет в Эстонии из-под контроля, "правые" политики обязательно в него вмешаются и с помощью новых законов довольно быстро "срежут" количество прибывающих "заробитчан".
Кстати, торговать с Киевом не сильно спешит и вся Европа. По данным представительства Украины при Европейском союзе, общий объем товарооборота между Украиной и ЕС в 2020 году достиг 42,1 млрд долларов – это на 8,1% меньше, чем в 2019-м году. Экспорт товаров в ЕС сократился на 10,3% и составил 18,6 млрд долларов. Импорт товаров из ЕС сократился на 6,2% и составил 23,5 млрд.
Конечно, можно все списать на коронавирус, ведь мировая торговля в 2020 году во всем мире сильно замедлилась. Однако, если мы посмотрим на то, чем Украина торгует с Европой, картина складывается весьма печальная.
Наибольшую долю среди украинских товаров в Старом Свете занимают черные металлы (15,2%), зерновые культуры (12,7%), машины и оборудование (11,1%). Но вот один маленький нюанс – по сравнению с показателями 2018 года экспорт зерновых вырос на 18,2%, тогда как металлов – снизился на 15,3%, машин и оборудования – на 2,6%.
Что Евросоюзу в целом, что отдельным странам вроде Эстонии не нужно оборудование и товары с добавленной стоимостью с Украины. Им нужно сырье, причем максимально дешевое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.