Сразу несколько эстонских аналитиков в своих блогах отметили, что главные СМИ Эстонии тянули с публикацией сообщений о массовых протестах в Вильнюсе до последнего. В отличие от новостей о прошлогодних беспорядках в Белоруссии, откуда новости транслировались немедленно и выходили на первых полосах эстонских СМИ с аршинными заголовками.
Очень уж "неудобным" для эстонского мейнстрима, видимо, показалось выступление простых литовцев, которое никак не укладывается в заданные политические лекала.
И лишь тогда, когда о выступлениях в Вильнюсе и их жестком разгоне сообщило большинство российских, а затем многие европейские СМИ, эстонские порталы начали выдавать информацию, снабжая картинки протестов эпитетами "незаконные", "гибридные" и "малочисленные".
Риторика смягчилась
Но заметить литовские выступления все-таки пришлось. Первой "ласточкой" протрезвления можно считать смягчение риторики в отношении права работодателя на увольнение не прошедших вакцинацию работников.
Если еще пару дней назад министр здравоохранения и труда Танель Кийк уверенно заявлял, что работодатели получат возможность увольнять таких работников без особых сантиментов и разбирательств, то уже на следующий день после литовских событий премьер-министр Кая Каллас начала "юлить", призывая работодателей просто обеспечивать работников масками, переводить на другую работу или дистанционный режим.
Очевидно, что и до планировавшихся в Литве запретов для непривитых на пользование общественным транспортом и посещение крупных магазинов в Эстонии в ближайшее время дело не дойдет.
Ну, не нужны правящим эстонским партиям накануне намеченных на октябрь выборов в органы местного самоуправления народные бунты и рост популярности оппозиции, умело использующей недовольство людей ограничительными действиями правительства.
Вообще, из-за невозможности предсказать сценарии развития пандемии хотя бы на ближайший год руководство Эстонии вынуждено усиленно балансировать между желаниями партийных спонсоров и западных союзников и реакцией населения.
Пока социологические опросы показывают стабильно высокий рейтинг премьерской Партии реформ и падающий второй правящей партии – Центристской. То есть население списывает проблемы в основном на центристов, главной "говорящей головой" из которых по вопросам коронавируса давно стал Танель Кийк.
В то же время если правительство наделает ошибок и введет слишком жесткие и нерациональные ограничения, то, безусловно, народное недовольство перекинется и на реформистов.
Менталитет не тот
Впрочем, ожидать столь же крупных народных волнений, как в Литве в Эстонии, вряд ли стоит. В частности, комментируя порталу Tribuna.ee возможность повторения литовских событий в Эстонии, ветеран эстонской политики Яак Аллик отметил, что "общий фон нервозности в народе, по-видимому, в Литве намного выше, чем в Эстонии: у Литвы еще есть и острая проблема мигрантов, то есть миграционный кризис с коронавирусным кризисом взаимно усиливают друг друга".
"Литовский народ более эмоциональный, ведь эстонцы – северный народ: не думаю, что кто-то из-за того, что нужно носить маску, полезет драться. Я не вижу в Эстонии почвы для широкомасштабного безумия", – констатировал политик.
Проблем с мигрантами в Эстонии действительно пока нет – вероятно, сказывается отсутствие у страны общей границы с Белоруссией и добрая воля России (с которой у Эстонии граница есть) не пропускать, а в случае нарушения границы принимать нелегальных мигрантов обратно. Но это пока.
На фоне дипломатической войны, которую развязала Эстония в ответ на высылку из России уличенного в шпионаже эстонского консула и предполагаемого саботажа со стороны Запада (Эстония, вероятно, как обычно будет участвовать в акции в первых рядах) предстоящих российских парламентских выборов, дополнительные раздражители для народного недовольства внутри страны вполне могут возникнуть.
Да и экономические потери бизнеса от вероятной новой волны ограничений и закрытий вряд ли понравятся оставшимся без работы гражданам.
Поэтому абсолютно исключать возможности возникновения в Эстонии "точки кипения" не стоит. И темперамент тут совершенно не имеет значения – если людей загонят в угол, то они будут защищаться.
Можно лишь надеяться, что "отрезвляющий" эффект литовских событий окажется для эстонских политиков продолжительным и убережет их от совсем уж грубых ошибок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.