Свобода бандитов в обмен на экономию: Эстонию ждут "веселые" времена

Мужчина в камере

Илья Круглей

В Эстонии накопилось множество проблем, разрешение которых требует наличия ресурсов. Однако деньги все чаще уходят на обеспечение расширяющегося госаппарата и армии чиновников. Экономить же Генпрокуратура предлагает за счет игнорирования правонарушений в стране.

В Эстонии на высшем политическом уровне обсуждается отмена уголовного наказания за магазинные кражи. Причина, как утверждает автор инициативы, генпрокурор Андрес Пармас, заключается в том, что содержание воров в тюрьме обходится государству слишком дорого.

Андрес Пармас
Андрес Пармас

Пожалуй, даже человеку, не слишком хорошо разбирающемуся в сфере юриспруденции и не знающему статистику преступлений в стране, предельно ясно, что для населения ничем хорошим такое нововведение не обернется.

Как это вообще будет реализовываться на практике? Сколько государство действительно сможет сэкономить, если воров, по сути, будут сразу отпускать на свободу?

Новые правила, новое общество

Генпрокурор Эстонии, как пишет ERR, предложил декриминализировать ряд преступлений небольшой тяжести. По его мнению, следует упразднить уголовную ответственность за некоторые виды физического насилия, которые не сопряжены с нанесением тяжелых травм.

Понятно, что такое нововведение нельзя реализовать в один день. Оно должно пройти массу согласований в самых различных госструктурах. В эстонской прессе говорится, что заинтересованные стороны и Правовая комиссия будут обсуждать предложения генпрокурора этой осенью. Мотивация Пармаса выглядит максимально честной, последовательной и… безответственной.

"Сейчас слишком много деяний квалифицируются как уголовные преступления. И поразительно большое количество людей были наказаны за такие преступления. Уголовное преследование и содержание людей в тюрьме дорого обходятся государству, но после освобождения серийные магазинные воры вновь принимаются за старое", – пожаловался генпрокурор.

Вот такая вот неожиданность, оказывается в Эстонии (как и во всем мире) есть категория людей, которые воруют даже после того, как отсидели небольшой срок.

А раз так, зачем тогда вообще тратить деньги на их поиск, арест, содержание под стражей? Пусть грабят дальше. Стране так дешевле. Владельцам магазинов, правда, это не очень выгодно, да и простым гражданам страны, которых обворовывают, тоже. Но ведь государство (видимо, в сознании генпрокурора оно с населением вообще не связано) сэкономит, верно?

Дальше Андрес Пармас говорит совсем уж наивные вещи, от которых становится уже не смешно, а откровенно страшно. По его мнению, государство наказывает этих людей как преступников, а это означает, что оно занимаемся не проблемой, а ее последствиями. Вот так вот! Раз случилось преступление – правонарушитель вообще не виноват. Арестовывать его (чтобы у злоумышленника отбило охоту так поступать вновь) – это пустая трата времени.

Следуя логике эстонского генпрокурора, надо всех изначально так воспитывать, чтобы не было преступлений. Мысль хорошая, но в реальном мире не работает. Еще ни одному государству в мире такое воплотить в жизнь не удалось. Зато очень хорошо понижается преступность там, где за нее серьезно наказывают. 

На этом чудесные умозаключения Пармаса не заканчиваются. По его словам, даже если у человека украдут велосипед за 500 евро, для полиции расследование такого дела не будет приоритетным.

"Сегодня надо признать, что мы лжем людям, когда обещаем им, что в случае кражи мы сразу большими силами начнем искать этот велосипед. Мы не будем этого делать, потому что у нас просто нет возможности это сделать", – говорит Андрес Пармас.

Интересно, что в бюджете Эстонии находятся деньги на учения НАТО и содержание военных баз, которые защищают местное население от вымышленной "российской угрозы".

Средства находятся и на Rail Baltica, от которой простому жителю страны легче жить не станет. А вот на выполнение простых и первичных задач государства – на соблюдение законов – денег нет.

Экономия без заботы о последствиях

Нужно признать, что в разных отраслях Эстонии сегодня есть множество вопросов, для решения которых нужны деньги. Одна только проблема энергодефицита чего стоит. COVID-19 наглядно показал, что здравоохранение тоже явно не в порядке. Про демографическую проблему и говорить нечего.

Конечно, любые сэкономленные средства, в том числе и за счет сокращения числа заключенных в тюрьмах, можно направить на постройку электростанций, создание льгот для молодых семей или на постройку новых больниц, обучение докторов и наем дополнительного медперсонала. Вот только какова будет цена такой экономии?

Убытки от повышения криминогенной обстановки в правительстве и Генпрокуратуре от подобных нововведений почему-то никто не хочет прогнозировать. А они обязательно будут, ведь когда люди поймут, что за мелкую кражу им де-факто ничего не будет, станут нарушать закон систематически.

Мировая практика показывает, что экономить на содержании заключенных можно и более адекватными способами. Например, привлекать людей, сидящих в тюрьме, к общественным работам или даже на строительные объекты, где требуется много неквалифицированной рабочей силы.

Разумеется, тут важно не "перегибать палку", скажем, как в США, где после отмены рабства число заключенных увеличилось в разы (слишком уж экономика привыкла к дешевой рабочей силе), причем до сих пор Соединенные Штаты – лидер в мировом рейтинге по удельному числу заключенных на душу населения. Тюремный бизнес там – это очень выгодное дело, а дешевая рабочая сила, которую такие объекты "генерируют", позволяют работодателям неплохо экономить на заработной плате для сотрудников.

Однако если в Эстонии подойти к использованию такого метода (привлечение заключенных к работам) с умом, экономия для государства будет ничуть не хуже, чем если просто отпускать воров на свободу. Более того, нет никаких гарантий, что, если инициатива генпрокурора Эстонии будет принята, сэкономленные деньги действительно пойдут на нужды обычных граждан.  

"Даже сейчас, когда в разных отраслях государства есть множество проблем, наше правительство тратит серьезные суммы на танки и закупки вооружений у НАТО. Целесообразны ли такие расходы? На этом мы не экономим, а на тюрьмах будем? Нелогично. Раз уж говорить о безопасности, то этот вопрос надо решать всесторонне, а не по принципу "там вы вас защитим, а вот тут – нет".

Проблема в том, что в Эстонии все больше средств из бюджета уходит не на здравоохранение, транспорт, образование или обновление инфраструктуры тяжелой промышленности, которой уже почти нет, а на расширение штата чиновников и создание рабочих мест в госучреждениях", – сказал в комментарии Baltnews эстонский экономист Леонид Цингиссер.

Эксперт напомнил, что недавно были опубликованы официальные данные о том, что заработная плата в Эстонии уже превысила размер средней ежемесячной зарплаты работников из реального сектора экономики. Можно сколько угодно говорить о том, что чиновники платят налоги, тем самым наполняя бюджет страны. Но проблема в том, что зарплаты, с которых они отчисляют суммы в налоговую, вообще-то из самого же бюджета и берутся, констатирует Леонид Цингиссер.

"У нас, по сути, два министра экономики, целая армия госслужащих там, где можно было обойтись гораздо меньшим количеством. Есть министр регионов административных реформ, который должен заниматься сокращением числа этих должностей. Но что мы видим на практике? После вступления Эстонии в ЕС число чиновников, всевозможных советников, секретарей и замов неуклонно продолжает расти. К примеру, в одном только Таллине у нас работает восемь управ", – поделился мнением Леонид Цингиссер.

В итоге правительство будет освобождать преступников, чтобы сэкономить, а эти деньги, судя по тому, куда чаще всего "перетекают" ресурсы, пойдут на дальнейшее расширение штата чиновников и госслужащих, которые, в отличие от работников в реальном секторе экономики, денег стране не приносят.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме