Границы разумного: Эстония рискует дружбой с Финляндией из-за жалобы в Брюссель

Центр города Хельсинки
© Sputnik / Алексей Даничев

Федор Гусев

Таллин продолжает убеждать Хельсинки в необходимости открыть границы. Финляндия придерживается принципов, в ответ Эстония пробует оказывать давление.

Эстонско-финляндские отношения много лет подавались эстонскими властями как "особые", объясняя это тем, что Эстония и Финляндия не просто соседи, но и являются в прямом смысле ближайшими кровными родственниками.

Однако события последнего времени ясно показывают, что эстонская сторона во многом выдает желаемое за действительное.

То, что эстонцы и финны – родственные народы, никто оспаривать не будет. А вот политическая близость двух стран эстонцами явно преувеличивается.

Если Эстония с момента провозглашения независимости в 1991 году добровольно причислила себя к североатлантическим "ястребам", стремящимся при каждом удобном случае ради чужих интересов разжигать конфликты с восточным соседом, то Финляндия целенаправленно проводит сбалансированную политику, исходящую исключительно из собственных национальных интересов.

Последнее очень сильно раздражает эстонскую политическую элиту, но поделать с этим она ничего не может. Хотя попытки поучать северного соседа предпринимаются регулярно.

Однако финны упорно продолжают настаивать на своем, даже тогда, когда дело касается сугубо двусторонних отношений, включая перемещение между двумя странами рабочей силы.

На деревню дедушке

"Дорогая Санна, я обеспокоена. Я уже говорила о проблеме в Кесяранта, Порто, Брюсселе и по телефону, – цитирует обращение премьер-министра Эстонии Каи Каллас к своей финской коллеге Санне Марин издание Helsingin Sanomat. – Уже четыре с половиной месяца дети в тысячах эстонских семьях скучают по отцам и матерям, надеясь, что те приедут на выходные домой. Грустно, что их надежды не оправдываются неделями, и решение проблемы не предвидится. Дорогая Санна, такое положение невозможно в Европейском союзе".

Конечно, закрытая финская граница – это большая проблема для тысяч работающих в Финляндии эстонских работников, в то же время финская сторона объясняет свои решения исключительно соображениями безопасности в условиях COVID-19, на которые сантименты эстонцев влиять не должны.

В конце концов, это эстонцы получают зарплаты в Финляндии, а не наоборот. И потому Эстония может у Финляндии что-то просить, но никак не требовать.

А она не просто требует, но даже успела нажаловаться в Брюссель. В частности, министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс направила комиссару ЕС по транспорту Адине Вэлян, комиссару по внутренней политике Ильве Йоханссон, комиссару в области занятости и социальных прав Николя Шмидт, еврокомиссару по юстиции Дидье Рейндерсу письмо, в котором обвинила Финляндию в непропорциональности применяемых ограничений на поездки между Эстонией и Финляндией.

"Хочу обратить внимание Европейской комиссии на ограничения, которые ввела Финляндия на свободное перемещение в Шенгенской зоне. При введении ограничений страны ЕС должны следовать принципам Евросоюза, ограничения должны быть пропорциональными и недискриминационными. По нашей оценке, финские ограничения более не являются таковыми", – подчеркнула Лийметс.

По-моему, жаловаться "дядюшке с дубинкой", прося наказать родного брата за то, что он не делает так, как хотелось бы младшему братцу, не просто неэтично, но попросту недальновидно. Даже если жалоба возымеет действие, финский брат явно запомнит этот случай, и он всплывет ответными действиями тогда, когда Эстонии будет неудобнее всего.

Понятно, что и тогда эстонские политики станут клеймить коварных родственников, но разве от этого кому-то станет легче?

Без царя в голове

Вообще, чувство безнаказанности от вседозволенности очень характерно для современной Эстонии. Политики считают, что раз они находятся под прикрытием Брюсселя и Вашингтона, то могут делать все что угодно и в отношении соседней супердержавы России, и в отношении Финляндии.

История показывает, что подобное поведение возможно лишь в ограниченные периоды времени, после чего неминуемо следуют печальные последствия. Это случилось и с предвоенной Польшей, да и с той же Финляндией, политика и риторика которой в 1920–1930-е годы не сильно отличалась от нынешней эстонской. Но финны сделали из своих ошибок выводы, а вот эстонцы продолжают наживать себе проблемы.

"Грузовики на самолет не погрузишь": Эстония убеждает Финляндию открыть границы >>>

По всей вероятности, история с пересечением эстонско-финской границы все-таки в обозримой перспективе разрешится. В ответ на открытое обращение Каи Каллас премьер-министр Санна Марин сообщила, что Министерство внутренних дел Финляндии готовится к открытию границ, но сделает это "безопасным образом" и лишь в том случае, если заболеваемость коронавирусом в обеих странах утихнет.

Таким образом, Эстонии остается лишь удовлетвориться финской предусмотрительностью либо писать новые жалобы. Говорят, письма в "Спортлото" кому-то тоже помогали.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме