Кризис в отношениях с Турцией обещает стать самой горячей темой последнего в уходящем году саммита Евросоюза, который состоится в Брюсселе 10-11 декабря. Но накануне встречи у государств альянса по-прежнему нет единого мнения о том, вводить ли санкции против Анкары, которая ведет себя "вызывающего" по отношению к европейским столицам.
Турции вменяют в вину незаконные претензии на разработку месторождения газа у берегов Кипра, поставки оружия и наемников в Ливию, участие в конфликте в Нагорном Карабахе и, главное, в целом "вызывающее поведение" в отношениях с Брюсселем.
Государства Евросоюза разделились на две группы по признаку решимости ввести экономические санкции против Анкары, что, как полагают, вновь не позволит им договориться о том, насколько далеко альянс готов зайти в конфликте с Турцией. Сторонников мягкого подхода к проблеме возглавляет Германия, с которой солидарны по разным причинам Испания, Италия, Мальта и большинство стран Восточной Европы, состоящие в НАТО. Жесткости и решительности требует, прежде всего, Франция, а также, естественно, Греция и Кипр, которых поддерживают Австрия, Словения и Словакия.
Позиция стран Балтии по поводу "турецкого вопроса" никак четко и громко не озвучивается то ли по причине ее отсутствия, то ли из-за того, что их готовность поддержать решение большинства для всех очевидна. Но вовсе не затрагивать интересы прибалтийских республик проблема отношений с Анкарой никак не может, хотя бы уже потому, что внутренний конфликт между странами НАТО грозит ему расколом и, как следствие, ослаблением, утерей военным блоком его позиций на Ближнем Востоке и в мусульманском мире в целом.
Что решит декабрьский саммит относительно Турции, предугадать мало кто берется, но обсуждение явно будет непростым.
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас про себя благодарит, возможно, того неизвестного инфицированного коронавирусом соотечественника, из-за встречи с которым глава правительства вынужден был уйти на карантин и отказаться от поездки на саммит в Брюссель. Эстонию, как сообщается, будет представлять в столице Евросоюза на ключевой, как многие считают, встрече года премьер соседней Латвии Кришьянис Кариньш. Что довольно странно с точки зрения протокола, если учесть, что современные средства связи позволяют Ратасу присутствовать на саммите виртуально.
Брюссель обвиняет Эрдогана в подражании Путину
Евросоюз с глубоким раздражением следит за "маневрами" турецкого сейсморазведывательного судна Oruç Reis, которое возвращается в турецкий порт перед саммитами Евросоюза и вновь выходит в море, к берегам Кипра, сразу после брюссельских встреч в верхах.
Анкара вроде бы не намерена отказываться от планов незаконных, с точки зрения европейцев, буровых работ на месторождении природного газа у берегов оккупированной турками северной части острова Кипр. Но благоразумно уводит судно из вод оспариваемой ею принадлежности, чтобы не давать Брюсселю дополнительного повода для введения санкций.
"Ну вот видите, Эрдоган демонстрирует готовность к компромиссам", – облегченно говорят "миролюбивые" европейские политики своим "кровожадным" коллегам и убеждают их повременить с карами. На октябрьском саммите этот довод сработал, альянс ограничился, как рассказывал Baltnews, чем-то вроде ультиматума Анкаре, дав ей время до декабря для "исправления поведения". А заодно понаблюдать за развитием отношений между Турцией и США, где к власти приходит администрация избранного президента Джо Байдена, а также за тем, справится ли НАТО с урегулированием конфликта между Турцией и другими странами военного блока.
В последних числах ноября, то есть накануне саммита ЕС, Oruç Reis вновь вернулся в турецкий порт.
Лютый враг прадедов нынешних европейцев Рейс Оруч (Орук), в честь которого названо это исследовательское судно, родился на ныне греческом острове Лесбос, удачно пиратствовал в Средиземном море в конце XV века, захватив и потопив немало кораблей европейских держав, а к концу жизни стал губернатором Алжира, главным губернатором Западного Средиземноморья и адмиралом Османской империи.
Погиб в сражении с испанцами, но, как считают историки, заложил основы господства турок в Средиземном море на протяжении всего XVI века. Вполне возможно, название судна, построенного всего три года назад, было выбрано из соображения намекнуть на что-то грекам и остальным европейцам или просто их позлить.
Игра в "морской бой" президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его противоречивые высказывания в адрес Евросоюза, Парижа и Берлина дали некоторым европейским политикам основания винить его еще и в том, что он якобы подражает российскому президенту Владимиру Путину, "троллит" и насмехается над европейцами.
А сам вынашивает имперские, реваншистские планы и устанавливает в своей стране тоталитарный режим. А также шантажирует Евросоюз тем, что, несмотря на выплаченные ему Брюсселем миллиарды, вновь "в случае чего" откроет границы для беженцев из Сирии и Афганистана и даже поможет им добраться до благополучной Европы. Где новый иммиграционный кризис, да еще и во время пандемии, воспринимается как страшный сон.
Нерешительность Евросоюза в "турецком вопросе" многих, надо думать, заставляет говорить о двойных стандартах Брюсселя в международной политике.
Европейские столицы были единодушны, вводя санкции, например, против России в 2014 году, но пасуют и раскалываются на группы в случае с Турцией.
Хотя действия Москвы, лишь предполагаемые или вполне реальные, никак безопасности и интересам Евросоюза, в отличие от действий Турции у берегов Кипра, напрямую не угрожали и не угрожают. Но, например, страны Балтии всегда охотно и настойчиво продвигающие предложения насчет новых санкций по тому или иному поводу против России и Белоруссии, так молчаливы и миролюбивы, когда речь заходит о карах против Турции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.