В принципе, ничего нового в интервью Deutsche Welle глава МВД Эстонии Март Хельме не сказал, а призыв "пусть они бегут в Швецию", обращенный к представителям сексуальных меньшинств, которым не нравится консервативная политика Эстонии, прямо вытекает из программы родной для Хельме Эстонской консервативной народной партии (EKRE). И, подписывая с EKRE коалиционный договор, с этим изначально должны были считаться партнеры по правительству.
Буря в стакане
Именно поэтому поднявшийся в прессе и рядах оппозиции шум – не более чем очередная попытка показаться на фоне правящих партий в лучшем свете. Притом не факт, что в лучшем свете получится в глазах избирателей, ведь по опросам многие из них в части отношений мужчины и женщины настроены консервативно. Скорее, весь этот шум – для Запада, где к любым вопросам прав сексуальных меньшинств относятся трепетно, если не сказать нервно.
Этим же, видимо, вызвано (помимо своей обычной вражды с EKRE) и заявление президента Керсти Кальюлайд, что Март Хельме якобы не подходит для должности министра. С последним, кстати, получилась пикировка – представители EKRE не раз заявляли о несоответствии президентской должности самой Кальюлайд и повторили это вновь совсем недавно.
Комментируя ERR высказывания отца, председатель EKRE и министр финансов Мартин Хельме лишь напомнил о существующих договоренностях.
"В этом интервью не было сказано ничего, чего не высказывала бы наша партия за последние 8 лет. Ничего, что могло бы вызвать политический скандал или кризис. Доверяет ли премьер-министр министру внутренних дел? Это совсем другой вопрос. Вопрос в том, доверяет ли наша партия премьер-министру", – подчеркнул Мартин Хельме.
И все-таки главе правящей коалиции, лидеру Центристской партии Юри Ратасу пришлось оправдываться перед СМИ, говоря о том, что "ситуация сложная", но "все стороны все-таки работают над поиском решений".
Трудный выбор
Наверное, если бы слова Хельме не касались сексуальных меньшинств, дело бы вообще было спущено на тормозах. Но поскольку "неудобные" слова подкрепились решимостью EKRE реализовать вписанный в коалиционный договор пункт о проведении референдума о том, что браком должен считаться исключительно союз мужчины и женщины, то повороты нынешней истории могут быть самыми неожиданными.
Конечно, премьеру Ратасу совершенно не хочется лишаться своего поста либо становиться под контроль оппозиционных реформистов, известных в прошлом своим принципом вместо пальца отхватывать целую руку. Как не хочется этого и лидерам партии "Отечество", которым реформисты в прошлом сумели также немало попортить нервов. К слову, "отечественникам" тут даже сложнее, так как по программе они тоже национал-консерваторы, и прямо против традиционных ценностей перед своими избирателями они высказаться не могут. Но и противостоять нажиму со стороны западных союзников будет весьма непросто.
EKRE в плюсе
А вот если взглянуть на сложившуюся ситуацию с позиции EKRE, то эта партия вообще ничего не теряет при любом раскладе. Сейчас при помощи очередного популистского заявления она повысит свой рейтинг, а если удастся провести задуманный референдум, то в ее успехе как на будущих местных, так и парламентских выборах можно будет не сомневаться.
Если же случится, что EKRE вынуждена будет уйти из правящей коалиции, то и тут лучшей позиции для самопиара за год до местных выборов и представить сложно. Можно лишь гадать, каких размеров окажутся плакаты EKRE, утверждающие, что сторонники однополых сексуальных отношений и противники традиционных национальных ценностей "гнобят" единственную в Эстонию партию, которая отстаивает "народный дух".
"Для нас неприемлемо, что наши основные ценности предполагается запретить нам же провозглашать и пропагандировать. Либералы намерены предписывать нам, о чем говорить, как говорить и кому говорить. Пресса, политики, СМИ, хозяйка Кадриорга (президент Керсти Кальлайд – прим. BaltNews) уже высказались о нашем мировоззрении. И в этом нет ничего нового, нами всегда пугали", – заявил Мартин Хельме.
Замечаем только то, что хотим
Стоит отметить, что разговоры о демократических ценностях, которые, по мнению оппозиции, делают EKRE не подходящей для правительства, и правда довольно односторонни.
"Если Юри Ратас не посмеет ничего предпринять, он в очередной раз покажет, что вообще не понимает, в какой опасности оказались по его вине все ценности и принципы, на которых базируется эстонское государство", – заявил председатель Социал-демократической партии.
"То, что Марту Хельме не место в правительстве, ясно давно, как, впрочем, и то, что и всей его партии не место в правительстве, поскольку она последовательно наносит ущерб репутации Эстонии и демонстрирует враждебность к меньшинствам", – в свою очередь заявила лидер Партии реформ Кая Каллас.
Возможно, если бы обе ныне оппозиционные партии в свою бытность у власти являлись по вопросу соблюдения прав меньшинств идеалами корректности, то их слова имели бы значение.
Однако их доброжелательный подход к сексуальным меньшинствам никак не отражался в части прав национальных меньшинств (особенно русскоязычного), представители которых испытывают в Эстонии дискриминацию в гораздо большей степени, чем члены ЛГБТ. А раз так, то подход "тут вижу, а тут не вижу" сводит заявления оппозиции и президента к нулю.
Тем не менее попытки раскачать правительство, используя для этого в качестве предлога риторику ее членов и возникающие из-за пандемии экономические проблемы, несомненно, с приближением выборов будут предприниматься все чаще. На то и есть стартовавшая предвыборная кампания – политический пиар нужен не только EKRE.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.