Накануне наступления осени, которая по прогнозам принесет вторую волну заражений коронавирусом, власти Эстонии начали задумываться о том, как защитить здоровье людей, не убив при этом окончательно экономику. И в ходе обсуждений порой появляются довольно странные идеи.
Например, ссылаясь на опыт некоторых стран, жителей Эстонии хотят заставить регистрироваться при посещении концертов, театров и ресторанов. Как рассказала газете Eesti Päevaleht вице-канцлер Министерства социальных дел Марис Йессе, Департаменту здоровья важно знать, кто контактировал с человеком в случае заражения во время театрального представления или другого публичного мероприятия.
"Чем быстрее удастся связаться с людьми, тем быстрее они смогут поменять свой распорядок на следующие две недели и пройти тест на коронавирус при появлении симптомов", – отметила Йессе.
Романтический вечер – строго по регистрации
Данное предложение сразу вызвало бурю эмоций в социальных сетях и СМИ. Многие задались вопросом, где проходит грань между заботой о здоровье людей и тотальным контролем за ними?
С одной стороны, желание получить данные посетителей культурных и развлекательных учреждений понятно – "охота" за цепочками заражения коронавирусом, возможно, будет более успешной. С другой стороны, кто может гарантировать, что полученные данные не будут использованы во вред людям в дальнейшей жизни?
К примеру, что будет, если эти данные попадут в руки финансовых учреждений, которые обнаружат, что тот или иной человек "слишком часто" ходит в ресторан? Значит, ему не стоит давать кредит! Не говоря уж о тайне частной жизни людей – мало ли кто с кем решил посетить концерт или посидеть вечером при свечах в ресторане?
Впрочем, и сами учреждения будут явно не в восторге, если люди, понимая необходимость регистрации, просто начнут обходить их стороной. В столь трудное для экономики время это неизбежно обернется новыми банкротствами.
"Введение в Эстонии правила фиксировать свои походы в рестораны и увеселительные учреждения приведет к сокращению их клиентуры, поскольку многие жители не захотят делиться такой информацией. Действующее законодательство не позволяет собирать такие сведения, но теоретически все же это возможно – при условии, что люди добровольно согласятся делиться с ресторанами своими личными данными. Однако в случае отказа заведения не имеют права отказать им в обслуживании", – сказала ERR директор по надзору Инспекции по защите данных Марис Юха.
Летать или не летать?
Другим довольно неоднозначным решением, призванным способствовать борьбе с коронавирусной инфекцией, является действующая в Эстонии регуляция, согласно которой со странами, где показатель заражения превышает 25 человек на 100 тысяч населения, авиасообщение немедленно прекращается. Поскольку в последнее время показатели во многих странах начали снова расти, то Эстония оказалась в ситуации, когда это стало мешать не только экономике, но даже политическим контактам.
К примеру, из-за запрета на полеты в Брюссель на свои рабочие места в столицу ЕС не могут попасть ни эстонские еврочиновники, ни европарламентарии. Депутат Европарламента Яна Тоом уже даже интересовалась в соцсетях возможностью аренды для перемещения в Брюссель частного самолета. Но в любом случае и это не было бы решением.
В то же время однопартиец Тоом, министр транспорта и связи Эстонии Таави Аас лишь разводит руками, указывая на установленные еще весной правила.
Другой член Европарламента от Эстонии, бывший министр иностранных дел Урмас Паэт, со своей стороны, призвал отменить все запреты на полеты в страны с высоким уровнем заражения COVID-19.
"Эстония и Латвия являются единственными странами в Европе, которые запрещают полеты на рейсовых линиях", – констатировал Паэт.
К слову, отмена подобного запрета, возможно, стала бы шагом и в сторону возобновления авиасообщения со странами за пределами ЕС, в том числе с Россией. Но пока руководство страны не спешит что-то менять.
Поскольку прибытия вакцины от коронавируса в Эстонию в ближайшее время ждать не приходится (российскую вакцину эстонские чиновники не готовы рассматривать для использования под предлогом отсутствия ее регистрации в стране), в ближайшее время мы услышим еще немало неожиданных идей о том, как можно было бы ограничить контакты людей, не нарушив при этом общественную и экономическую стабильность.
Реальное же применение тех или иных мер во многом будут зависеть от терпения людей и умения властей предугадывать наступление в стране "точек кипения".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.