После того, как в 2011 году был свергнут и убит Муаммар Каддафи, в Ливии воцарилось двоевластие: на востоке – избранный парламент, на западе, в столице Триполи – сформированное при поддержке ООН и ЕС правительство национального согласия во главе с Файезом Сарраджем. Власти на востоке действуют независимо от Триполи и сотрудничают с командующим Ливийской национальной армией маршалом Хафтаром, которая ведет затяжную войну с боевиками.
Обострение
4 апреля Хафтар приказал начать наступление на Триполи для "освобождения от террористов". По информации источника РИА Новости в ЛНА, армия без боя заняла несколько районов на юго-западе Триполи, в том числе Джанзур и Эс-Свани, международный аэропорт и военный лагерь Ярмук.
"Наступление ЛНА началось в четверг достаточно неожиданно в преддверии запланированной на ближайшие две недели национальной конференции по примирению. Началось оно после того, как ЛНА путем переговоров, подкрепленных, скорее всего, выплатой денежных средств, установила контроль над югом страны и сумела тем самым высвободить силы для марша в сторону столицы. Армия не встречала сопротивления, по всей видимости, в связи с тем, что перед наступающими войсками шли люди, которые обеспечивали переговорный процесс с местными милициями и вооруженными формированиями", – объяснил РИА Новости эксперт по Ближнему Востоку Григорий Лукьянов.
Он предположил, каковы политические цели этого наступления
"Это может означать, что маршал Хафтар как минимум стремится укрепить свои позиции в преддверии национальной конференции по примирению. И очевидно, что все это, скорее всего, предпринято при определенной помощи извне, прежде всего с финансовой и информационной поддержкой некоторых арабских стран – собственных средств у ЛНА не так уж много", – отметил Григорий Лукьянов.
7 апреля Правительство нацсогласия Ливии (ПНС) нанесло авиаудары по базе ан-Накиля Ливийской национальной армии (ЛНА) в районе старого аэропорта Триполи. Это стало ответом на действия войск Хафтара.
От переговоров с ООН Хафтар отказался
Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что подразделения армии маршала Халифы Хафтара должны прекратить наступление на ливийскую столицу Триполи.
"Соединенные Штаты обеспокоены боевыми действиями близ Триполи. Мы ясно дали понять, что мы против военного наступления сил Халифы Хафтара и призываем немедленно прекратить эти военные операции против столицы Ливии", – цитирует Помпео РИА Новости.
Соединенные Штаты вместе с международными партнерами настаивают на том, чтобы ливийские лидеры вернулись к переговорам при посредничестве ООН, подчеркнул госсекретарь.
Россия находится в контакте со всеми сторонами конфликта в Ливии, поддерживает связь с ООН, заявил замглавы МИД РФ Михаил Богданов.
"Работаем мы с ООН, со [спецпредставителем генсека ООН по Ливии] Гассаном Саляме, он встречался с [генсеком ООН Антониу] Гутеррешем, я виделся и с Саляме, долго разговаривал, ливийской делегацией. В контактах по телефону со всеми разговариваем – и с западом, и с востоком, и с югом. Призываем всех к политическому решению возникших проблем", – сказал Богданов журналистам в кулуарах заседания Российско-арабского делового совета.
Запад доигрался
Политолог Андрей Суздальцев в эфире радио Sputnik высказал мнение, что западные страны и правительство национального согласия в Триполи упустили контроль над ситуацией.
"Конечно, доигрались. А играли в "комбинации" различных племен, контролирующих ситуацию в разных районах этой богатой нефтью и газом страны. Нефтегазовая подоплека здесь, конечно, по-прежнему присутствует. Правительство в Триполи, оно, конечно, в целом прозападное, но опирается при этом и на группировки экстремистского толка, там и влияние западных спецслужб присутствует, прежде всего американских. Это правительство даже отдавало распоряжение маршала Хафтара арестовать, а ему, видимо, это немножко надоело", – сказал Андрей Суздальцев.
Он отметил, что у Хафтара потенциально имеется достаточно широкая международная поддержка.
"То правительство, которое поддерживает маршала Хафтара, оно опирается на поддержку большинства арабских стран, в том числе Египта. С ним, кстати, французы поддерживают отношения, а британцы, например – нет. То есть страны НАТО договориться не могут по поводу ситуации в Ливии. Хафтар и России известен давно. Он хорошо знает русский язык, закончил Академию Генерального штаба. Но главное – что парламент Ливии, который заседает на востоке страны, поддерживает Хафтара, и его также поддерживает широкая коалиция племен, которая поддерживала в свое время [руководителя Ливийской Джамахирии Муаммара] Каддафи. И, очевидно, Хафтар решил проблему с властью в Ливии, наконец, закрыть. А Западу, я думаю, втягиваться в очередную войну в Ливии совершенно не хочется", – заключил Андрей Суздальцев.
Надежда на Россию
Министр иностранных дел временного правительства на востоке Ливии Абд аль-Хади аль-Хувейж заявил РИА Новости, что правительство призвало Россию оказать содействие процессу примирения между воюющими сторонами, подобного тому, что было в Сочи для решения сирийского кризиса.
"Россия – ключевое государство. Мы желаем, призываем ее оказать покровительство проекту [ливийского] национального примирения, подобно тому, как она оказала покровительство над [конгрессом] в Сочи по сирийскому кризису. Мы надеемся, что будет "ливийский Сочи", – заявил аль-Хувейж.