Одни заявляют, что необходимо последовать опыту Латвии, переведя обучение полностью на государственный язык, другие – отстаивают позиции русской школы и считают, что ни в коем случае нельзя попирать права национального меньшинства.
Те, кто не согласен ни с одной, ни с другой позицией, полагают, что в учебные заведения Эстонии должны существовать в едином формате: совмещать в себе преподавание, как на русском, так и на эстонском языке.
Так, в интервью для Московского комсомольца учительница эстонской школы с пятидесятилетним стажем работы Татьяна Мельниченко рассказала о своем опыте преподавания в школе, где совместно обучались русские и эстонцы.
По ее словам, интеграция школ способствует наилучшему усваиванию обоих языков, а также устанавливает дружественные контакты между русскими и эстонцами.
"Было очень хорошо, не было никаких дебатов, как учить язык, сколько его учить. Ребята общались между собой. Был один кабинет физики – сначала туда ходили русские, потом эстонцы. Кабинет химии тоже был один, там занимались все. Эстонцы приходили к русским, спрашивали что–то про уроки русского языка, а русские шли к эстонцам, просили помочь перед уроком эстонского языка. Никаких недоразумений не было", – высказывает свое мнение учительница.
Baltnews.ee в беседе с эстонским правозащитником Дмитрием Линтером обсудил, насколько такая образовательная система применима сейчас для Эстонии.
По его мнению, не смотря на желание властей всех русских сделать эстонцами, между этими национальностями существует множество лингвистических и культурных различий, которые не стерлись за прошедшие тридцать лет.
"Политики считают, что лучше начать с ассимиляции детей. Но этот механизм достаточно агрессивен и вызывает протестные настроения среди людей", – отмечает Линтер.
Он полагает, что эстонские политики на протяжении многих лет занимаются провокациями. Когда–то эти провокации проходили, но сейчас они могут привести к серьезным последствиям.
"Объединение школ ничего не даст, а спровоцирует лишь межэтнические конфликты в системе образования. Я считаю, что русские школы должны сохраниться, и думаю, что Россия должна прикладывать свои усилия к тому, чтобы эти школы развивались", – считает эксперт.
Он полагает, если власти хотят обучить детей эстонскому языку, это будет иметь позитивный результат, но его надо преподавать как язык, а не заменять им русскоязычное образование.
"Во время учебы в Педагогическом университете мне пришлось изучать английский язык на эстонском, и это стало шизофренией. Заставляя всех учиться на эстонском, власти наносят существенный удар по качеству образования и конкурентоспособности русских", – заключил эксперт.