Война с углеродом добралась до эстонских домов: ЕС не угодили газовые бойлеры

Терморегулятор на батарее

Пауль Томсон

Евросоюз, вероятнее всего, откажется от прежних намерений предать анафеме использование популярных в Эстонии газовых бойлеров.

Брюсселю хватило здравомыслия не поддаться давлению наиболее "зелено" настроенных депутатов Европарламента, требующих скорого и повсеместного запрета на бытовые газовые бойлеры. Еврокомиссия отказалась от этой идеи, причинившей немало проблем жителям Эстонии и других государств альянса, использующим это оборудование для отопления домов и снабжения горечей водой.

Над головами эстоноземельцев прошла гроза, о которой большинство из них даже не подозревало, а официальный Таллин не счел необходимым о ней им сообщить и посоветоваться насчет позиции страны при обсуждении проблемы в Брюсселе. Пока они задумчиво рассматривали цифры в новых счетах за электричество, их газовые бойлеры чуть было не попали под запрет и изгнание.

Отношение населения страны с газовым оборудованием довольно сложное и, к сожалению, оно в недавнем прошлом становилось косвенной причиной трагедий. Но бойлеры продолжают исправно снабжать горячей водой и теплом тысяч эстонских семей, которым, вероятнее всего, не понравится идея их запрета.

"Зеленая" энергетика, газ "вскладчину" и другие вредные действия Евросоюза >>>

Тотальная "война" альянса с источниками парниковых газов вслед за электростанциями и заводами настигла и бытовое газовое оборудование. Полезная в хозяйстве, но вредная для климата техника будет выводиться из обихода, но все же постепенно, а не по единовременной команде из Брюсселя к определенной дате, как это произошло в случае с запретом двигателей внутреннего сгорания.

Альтернативой газовым бойлерам, по идее, должны стать электрические, что при нынешних ценах на электроэнергию пугает население намного больше, чем потепление климата (в западноевропейских столицах звучат еще голоса в поддержку неких водородных бойлеров, но пока это лишь мечты и предположения).

Эстоноземельцы пользуются газовыми агрегатами, предпочитая их электрическим аналогам. Частные дома и квартиры с электрическим отоплением и водоснабжением, в большом количестве понастроенные в прошлые десятилетия, сейчас практически невозможно продать. Газ в такой ситуации как энергоноситель выглядит намного привлекательнее.

Идеологи защиты климата против прагматиков

Так что угроза, нависшая над газовыми бойлерами, должна бы не на шутку встревожить население и власти страны. Но Еврокомиссия отказалась от намерения "в одночасье" запретить нагревательное бытовое газовое оборудование, учтя все же разницу в масштабах его использования в разных странах альянса. В некоторых из них газовыми бойлерами пользуется почти половина домохозяйств.

Еще три года назад Брюссель приветствовал планы европейских столиц стимулировать население менять старые бойлеры, работающие на мазуте и твердом топливе, на газовое оборудование – более экономное и оставляющее меньший углеродный след. Но политика декарбонизации экономики и повседневной жизни Евросоюза чрезвычайно ужесточилась при нынешнем составе Еврокомиссии, утвердившей программу "Зеленой сделки", многие элементы которой критики считают недостаточно хорошо продуманными и просчитанными.

Европарламент, тем временем, под давлением части решительно настроенных депутатов и влиятельных природоохранных организаций склоняется к мысли о половинчатости и медлительности климатических решений исполнительной власти альянса и требует большего. И побыстрее.

Намерение Еврокомиссии повременить с полным запретом газовых бойлеров также, вероятнее всего, не найдет полного понимания у европарламентариев, настроенных запретить продажу новых газовых бойлеров уже с 2025 года, как это планировалось Брюсселем до завершения процесса детального осмысления последствий приговора "вредному" оборудованию.

Очередное свидетельство непонимания друг друга

Еврокомиссия ранее ввела в различные программы декарбонизации положения о бойлерах, чтобы "гарантировать постепенный отказ от газовых котлов", как заявила Паула Пиньо, представитель Еврокомиссии на недавней виртуальной встрече с депутатами Европарламента.

"Мы понимаем, что это (запрет) не может произойти в одночасье", – сказала она. – "Основная идея состоит в том, чтобы разрешить поэтапный отказ и вложить средства Евросоюза только в те регионы и на тех направлениях, где мы сможем обеспечить эффективное и надежное отопление. Но не следует идти на радикальное решение, которое заключалось бы в простом запрете технологии, пока еще, как мы видим, широко распространенной и все еще важной для многих домохозяйств".

Сторонники запрета газовых бойлеров ссылаются на рекомендации ряда ученых и отмечают, что отказ от этого оборудования в любом случае был бы неполным, так как никто не стал бы, конечно, заставлять его демонтировать, и оно могло прослужить еще пару десятков лет. Но вывод его из использования сократит к 2050 году выбросы двуокиси углерода примерно на 100 миллионов тонн в год.

В этих выкладках явно не учитывается склонность Брюсселя облагать сборами и налогами все и всяческие источники эмиссии парниковых газов, что в перспективе может подразумевать, например, принуждение эстонских квартирных товариществ, использующих газовые бойлеры, к покупке по биржевым ценам квот на выбросы углерода.

Сомнения и метания Еврокомиссии вокруг газовых бойлеров не стоили бы, вероятно, отдельного разговора, но в этой истории Брюссель и, в целом, Западная Европа с ее решительно настроенными природоохранными организациями и политиками в очередной раз демонстрируют непонимание того, насколько значительна разница в доходах и возможностях между населением в западных и восточных регионах альянса.

И насколько мало озабочено проблемой сокращения эмиссии углерода и спасением климата большинство, скажем, эстоноземельцев. Особенно в тот момент, когда рассматривает цифры в счетах за электричество или прикидывает, как дотянуть до следующей зарплаты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме