Пограничный углеродный налог: Брюссель пребывает в тяжких раздумьях

© AP Photo / Virginia Mayo

Пауль Томсон

Брюсселю необходима поддержка Вашингтона, чтобы ввести пограничный углеродный налог на импортные товары.

Намерение Евросоюза ввести пограничный углеродный налог встречает сопротивление его зарубежных торговых партнеров. Дополнительная импортная пошлина на товары иностранных компаний, зарегистрированных в странах, которые недостаточно активно, по оценкам Брюсселя, борются с потеплением климата, пока рассматривается в США, Китае и десятках других стран мира как наказуемое проявление протекционизма.

Проект директивы об учреждении пограничного углеродного налога Брюссель намерен представить на общее обозрение в июле, детали ее, включая и методику расчета так называемого углеродного следа импортируемых товаров, пока неизвестны. Но готовящиеся нововведения уже вызывают протесты торговых партнеров стран Евросоюза.

Планируемые нововведения, дипломатично называемые в Брюсселе системой "углеродного пограничного механизма регулирования", представляют собой, на самом деле, импортную пошлину на продукцию компаний тех стран, которые, по оценкам Евросоюза, отстают от него в борьбе с эмиссией парниковых газов.

Намерение европейцев посредством пограничных пошлин заставить иностранные компании и государства инвестировать средства в природоохранные меры, а заодно и пополнить казну альянса, встречает сопротивление его главного торгового партнера, Китая, Индии, развивающихся стран Америки, Африки и Азии, а также России.

Но главным препятствием для воплощения идей Брюсселя может стать оппозиция Вашингтона. Евросоюзу необходимо добиться единства Запада, чтобы учредить систему новых пошлин, введение которых автоматически повысит цены не только на европейских рынках, но и в мире в целом.

Если он не поддержит планы европейских партнеров, не присоединится в той или иной мере к системе платного квотирования выбросов парниковых газов и не выступит единым фронтом с Европой на предстоящем в ноябре климатическом саммите ООН в Глазго, Брюссель, вероятнее всего, вынужден будет урезать масштабы применения или вовсе отказаться от идеи пограничного налога.

Его одностороннее учреждение подтолкнет часть иностранных поставщиков отдать предпочтение потребителям в других регионах мира.

Евросоюз пытается оказать давление на США

Вице-президент Еврокомиссии, ответственный за реализацию программной "Зеленой сделки" Евросоюза Франс Тиммерманс говорил в апреле на встрече с конгрессменами США, что Европа будет защищать своих промышленных производителей от "углеродной утечки" и от конкуренции с компаниями стран со слабыми природоохранными законодательствами посредством пошлин на товары с "сильным углеродным следом".

© AFP 2022 / Frederick Florin
Первый заместитель председателя Европейской комиссии Франс Тиммерманс выступает во Франции

"Мы не говорим людям, чтобы они шли жить в холодных пещерах и жевать траву. Наше предложение имеет положительный результат", – утверждал Тиммерманс, напоминая также о намерении Евросоюза добиться углеродной нейтральности к 2050 году.

По его словам, риск бегства европейских компаний в страны и регионы с менее суровым климатическим законодательством, то есть риск той самой "углеродной утечки" растет по мере того, как "климатические амбиции ЕС превышают аналогичные амбиции его торговых партнеров".

Тиммерманс дал понять конгрессменам, что введение пограничного углеродного налога неизбежно и неотвратимо.

Очевидно, планы Брюсселя полного понимания в США не находят. Хотя Вашингтон с приходом к власти президента Джо Байдена вернулся в Парижское климатическое соглашение и готовится инвестировать крупные средства в природоохранные программы, у него нет схожей с европейской единой федеральной системы биржевой торговли квотами на эмиссию углерода.

Что может (и наверняка будет) расцениваться в Брюсселе как основание для обложения американского импорта углеродным сбором. Побывавший на днях в Европе специальный посланник США по вопросам климата Джон Керри ранее заявлял, что пограничный углеродный сбор должен быть введен лишь в качестве крайней меры и что он "будет иметь действительно серьезные последствия для экономики, для взаимоотношений и для торговли".

Что может подразумевать готовность Вашингтона опротестовать европейский углеродный сбор во Всемирной торговой организации или даже ввести ответные импортные пошлины на европейские товары.

© AFP 2022 / Fabrice Coffrini
Госсекретарь США Джон Керри в Давосе

В Вашингтоне намерение Евросоюза ввести пограничный налог считают "токсичной" и недостаточно продуманной идеей. "Я все же считаю, что структура пограничного налога может оказаться чрезвычайно сложной, – говорил на недавней конференции в Брюсселе советник посланника Керри Джонатан Першинг. – В принципе-то я согласен, что он может оказаться ценным, но думаю, что создаст огромные сложности".

Европейские промышленники тоже недовольны

Следует учесть также заметное снижение популярности идеи пограничного углеродного налога в среде влиятельных европейских промышленников, обладающих немалым весом в европейской политике. Сталелитейные, химические, цементные и иные индустриальные ассоциации, представляющие "грязные" отрасли промышленности, как рассказывал Baltnews, горячо поддерживали намерение Брюсселя учредить для иностранных компаний дополнительный природоохранный сбор.

Очевидно, что такая мера повысит цены на товары зарубежных конкурентов и существенно облегчит европейским промышленникам жизнь. Тем более, что сами они пока имеют возможность получать бесплатные квоты на эмиссию парниковых газов в соответствии с действующими правилами системы ETS.

Точка зрения ассоциаций по поводу налога изменилась на прямо противоположную после того, как Брюссель заявил, что лишит их права на такие "углеродные индульгенции", когда и если пограничный налог на изделия иностранных производителей все же будет введен. Точнее говоря, об этом заявила Еврокомиссия, а Европарламент голосовал за сохранение бесплатных квот.

Но так как в этом споре победа, несомненно, останется за исполнительной властью, у промышленников пропала всякая заинтересованность и в пограничном углеродном налоге. Тем более, что на волне всех этих обсуждений и споров биржевые цены на углеродные квоты в системе ETS взлетели до исторического максимума в 50 евро за тонну.

Для понимания масштабов роста затрат предприятий стоит напомнить, что цены на уровне 25 евро стали "смертным приговором" для эстонской сланцевой энергетики.

Расходы европейских промышленников на покупку квот взлетели до небес, а с ними и пессимистические настроения. А поддержка природоохранной политики Брюсселя в среде промышленников, наоборот, резко пошла вниз.

Так что их лоббисты, ассоциации и подконтрольные средства массовой информации сейчас много и подробно говорят о том, каким неправильным и вредным для экономики, международного торгового партнерства и отношений с США может стать введение пограничного углеродного налога.

Как минимум в одном они правы – налог обещает повышение цен для потребителей и новые конфликты в международной торговле.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме