Украине скоро придется выяснить, есть ли жизнь после "Северного потока–2"

Газодобывающее предприятие компании "Укргаздобыча" во Львовской области
© Sputnik / Стрингер

Пауль Томсон

В качестве компенсации за потерю транзита российского газа Германия посулила Украине денег на производство водорода. Как-нибудь в будущем.

Разочарованная Украина склонна винить канцлера ФРГ Ангелу Меркель в "предательстве", считая обманом обещанные ей компенсации потерь доходов от транзита российского газа.

По итогам ранее достигнутых между США и Германией договоренностей относительно "Северного потока–2", Берлин посулил Киеву денег и возможность заработать в будущем на поставках водорода. Но денег пока нет, а на производство "зеленого топлива", которое в перспективе должно заменить природный газ, у Киева нет средств и практических возможностей.

Тридцатую годовщину своей независимости Украина, надо думать, встречала не в самом лучшем настроении. И речи высокопоставленных гостей, в числе которых были канцлер Германии Ангела Меркель и лидеры стран Балтии, вряд ли поправили дело.

Именно немецкий лидер, побывавшая накануне в Москве, и стала, по мнению Киева, одной из основных причин испорченного праздника. На самом же деле украинские власти, долгое время довольно успешно монетизирующие комплекс жертвы "агрессивной России", расплачиваются за иллюзии относительно собственной значимости и возможности влиять на международную политику.

Президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель во время встречи, 20 августа 2021
© Sputnik / Евгений Одиноков
Президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель во время встречи, 20 августа 2021

На арене появились новые главные игроки – коронавирусный кризис, новый экономический гегемон Китай, а теперь еще и афганский позор, – приковавшие к себе практически все внимание и силы Запада. Как никогда прежде за последние годы он вынужден сейчас исходить из сугубо прагматических соображений, из реальной международной ситуации, рассматривая ее с точки зрения насущных экономических и финансовых проблем.

Газ, который вскоре пойдет по "Северному потоку–2", крайне важен для экономики и программ декарбонизации энергетики Германии, он важен для всей Западной Европы. Кроме того, Берлин и лично канцлер Меркель рассматривают его как инструмент укрепления взаимной зависимости Евросоюза и России. То есть как эффективный элемент укрепления безопасности и стабильности континента, который, собственно, лег в основу существования самого Евросоюза. И все это сейчас для европейцев намного важнее, чем утомительная, рискованная и странная игра в "сдерживание агрессии России на Украине".

Речь идет о деньгах, а не о лозунгах и призывах

Похоже, что эти довольно банальные "откровения" стали сюрпризом для Киева. Украинская столица, к сожалению, привыкла оперировать исключительно эмоциональными категориями и призывами вроде: "Россия угрожает не только нам", "Давайте вместе остановим "агрессора", "Газопровод – это "гибридное оружие" и "Помогите нам, а уж мы-то им покажем".

Даже больше, чем "измена" старших партнеров, верных и единственных союзников, Киев ранит мысль о том, что им просто пренебрегли, перестав считать в изменившемся европейском и глобальном политическом раскладе сил значимой фигурой. Но на самом деле речь сейчас идет лишь о деньгах и о гарантии мирной, стабильной жизни Евросоюза и Германии, как его ключевого игрока.

Не совсем ясное по содержанию и деталям недавнее соглашение между канцлером Ангелой Меркель и президентом Джо Байденом вроде бы поставило точку в развернутой США кампании против немецких предприятий, участвующих в проекте "Северный поток–2". То есть, иными словами, стало признанием "неотвратимости и бесповоротности" ввода в строй газопровода, который, как полагают, станет экономической и политической катастрофой для Киева.

Встреча канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента США Джо Байдена, Вашингтон, 15 июля 2021
© AFP 2022 / SAUL LOEB
Встреча канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента США Джо Байдена, Вашингтон, 15 июля 2021

За это оба лидера до сих пор подвергаются критике европейских противников российско-германского проекта, а на Украине эту сделку называют "предательством" интересов Киева, в перспективе теряющего около 1,5–2 млрд евро ежегодного дохода, получаемого от России в виде транзитных пошлин за использование украинской газотранспортной системы.

Канцлера Меркель обвиняют, хотя и не очень громко, чуть ли не в "краже" украинских денег (то есть российских выплат). Возможно, Байдена тоже в этой связи в Киеве в чем-нибудь обвиняют, но это уж совсем шепотом, помня о скорой встрече с президентом Владимиром Зеленским.

Легенда о "водородном Эльдорадо" на Украине

Берлин обещал Киеву постараться добиться от Москвы продолжения транзита каких-нибудь объемов российского газа, компенсацию убытков от потери его части после начала эксплуатации "Северного потока–2" в виде различных преференций и грантов. Ну, и туманную гарантию покупать у Украины в больших количествах водород, который ей еще только предстоит начать производить и как-то доставлять немецким потребителям.

Но фонд, в котором должен накапливаться предназначенный для превращения Украины в солидного поставщика водорода миллиард евро, как пишут немецкие издания, пока может похвастаться менее чем двумя сотнями миллионов, и где взять недостающие суммы – пока неясно. Тем временем потенциальные инвесторы, вроде бы готовые вложиться в создание водородной отрасли на Украине, не станут предпринимать никаких шагов, пока не получат гарантии и финансирование из Брюсселя или Берлина.

Что касается вариантов транспортировки не имеющего углеродного следа водорода, для производства которого у Украины в любом случае нет пока достаточных "чистых" генерирующих мощностей, то поговаривают о возможности его перевозки железнодорожными цистернами. Что очень неудобно и обойдется потребителям дорого. 

Использовать же существующую газотранспортную трубопроводную систему Украина (в силу ряда физических отличий водорода от природного газа) вряд ли сможет, так как она изношена и требует инвестиций в модернизацию в размере не менее 1,5 млрд евро. Которых опять же нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме