Переполнению – бой: почему страны ОПЕК+ продлили сокращение объемов добычи нефти

Работа нефтяных станков-качалок
© Sputnik / Максим Богодвид

Страны соглашения ОПЕК+ согласились продлить максимальное сокращение объемов добычи нефти еще на один месяц – июль. Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков объяснил, почему было принято такое решение.

В субботу, 6 июня, страны ОПЕК+ поддержали дальнейшее максимальное сокращение объемов добычи нефти в течение еще одного месяца – июля. Новое соглашение ОПЕК+ вступило в силу еще 1 мая. Тогда сделка предполагала сокращение добычи на 9,7 млн баррелей в сутки в течение мая и июня. 

О том, стабилизировалась ли ситуация на рынке нефти, и почему было принято подобное решение, Baltnews поговорил с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорем Юшковым.

"C одной стороны, полной стабилизации действительно не произошло. Сейчас объем добычи все равно превышает объем спроса в глобальных масштабах. Хотя этот разрыв между производством и потреблением, конечно же, уменьшился. И сделка ОПЕК+ нынешняя принималась как мера, чтобы не допустить переполнения нефтехранилищ по всему миру. И вот этой цели удалось достичь, такого сценария уже не рассматривают", – заметил Юшков.

С другой стороны, отметил эксперт, до конца неясно, нужно ли было продлевать максимальный период низких цен.

"Я думаю, что здесь очень сильно на Саудовскую Аравию давили США, потому что сейчас, когда нет сценария с переполнением, становится вопрос, как быстро и насколько высоко поднимутся цены. И почему я допускаю роль США, потому что американцам нужно как можно быстрее и как можно выше цены поднять. При ценах 30 долларов за баррель и ниже фактически все проекты по добыче сланцевой нефти становятся нерентабельными. И поэтому у них существенное сокращение добычи, они, по-моему, еще от начала года снизили объем производства на 2 млн баррелей в сутки. Не нормативно в рамках сделки, а потому что проекты нерентабельные. Но чем выше сейчас будет цена нефти, тем больше проектов станут рентабельными и включатся в добычу", – заметил Юшков.

Эксперт полагает, что США могли оказать давление на саудитов, и те в свою очередь стали настаивать на продлении решений сделки. Россия же не стала ввязываться повторно в конфликт с Саудовской Аравией и согласилась.

"Как правило, мы позицию других стран узнаем не на самой встрече ОПЕК+, а есть постоянно действующие каналы связи. Полагаю, что России предлагали подобный вариант довольно давно. И Москва просто предпочитает не выносить на публику какие-то шероховатости. С точки зрения государственных российских интересов, чем будет дороже нефть – тем больше мы получим денег в бюджет. При ценах, например, в 30 долларов за баррель – у нас чуть ли не обнуляется экспортная пошлина, чем дороже нефть – тем больше экспортная пошлина на добычу полезных ископаемых. Прибавку цены забирает государство. А вот компании от этого страдают. И пролонгацию не поддерживают", – добавил он.

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе Россия помогает восстановлению американской сланцевой нефти, нынешняя ситуация всех устраивает, а решение становится компромиссным.

"Другой вопрос – насколько устойчиво соглашение ОПЕК+. Потому что даже сейчас мы видим, что не все страны выполнили сокращение. А Мексика по сути вообще отказалась в дальнейшем участвовать в соглашении. И нужно понимать, насколько долго удастся сохранять такой кворум", – заключил Юшков.

Будут ли продлены квоты?

Во время пресс-конференции ОПЕК+, которая состоялась 8 июня, министр энергетики России Александр Новак заметил, что рассматривать возможность продления максимальных квот на август пока преждевременно:

"Что касается августа, сейчас, мне кажется, преждевременно делать какие-либо прогнозы. Мы только приняли решение на июль, мы внимательно изучали ситуацию на рынке. Мы серьезно мониторим ситуацию с восстановлением спроса как воздушного транспорта, так и автомобильного. И во многом от этого будет зависеть та ситуация, которая будет складываться в июле–августе", – сказал министр.

Новак подчеркнул, что продление текущих квот ОПЕК+ на август будет зависеть от восстановления рынка, запасов нефти и выполнения обязательств всех стран-участниц сделки.

"Главное условие, помимо исполнения в полном объеме соглашения, – это текущая ситуация на рынке и мониторинг скорости восстановления спроса и ситуации в тех отраслях, где у нас обеспечен спрос. И, конечно, это остатки. Запасы за последние несколько месяцев существенно нарастились", – подчеркнул он.

Ссылки по теме