"Ваш компас с браком": новая оборонная стратегия Брюсселя поставила страны ЕС в тупик

Флаги Евросоюза
© AFP 2022 / ARIS OIKONOMOU

Анатолий Ядов

Брюссель задумал вновь укрепить единство ЕС с помощью "Стратегического компаса", новой оборонной стратегии. Но пока этот "прибор" вызывает у стран-членов одни вопросы.

Брюссель готов представить государствам альянса оборонную доктрину Евросоюза, получившую довольно странное название "Стратегический компас". В качестве главных "угроз безопасности" Брюссель предлагает рассматривать Россию и Китай. Военные расходы планируется наращивать, с НАТО – сотрудничать, на основе формально существующих батальонных групп создать силы быстрого реагирования численностью до пяти тысяч военнослужащих.

В 28-страничном документе, "устанавливающем общее стратегическое видение безопасности и обороны ЕС на следующие 5–10 лет", как утверждает информированное брюссельское издание Euractiv, еще много чего есть.

Но там ничего не говорится, например, о том, насколько следует увеличивать военные расходы, кто станет командовать силами быстрого реагирования, как быть с инициативой "стратегической автономии" Евросоюза, должны ли все страны альянса в случае чего выступить единым фронтом.

И, главное, зачем ему обязательно нужно придать соседней России и далекому Китаю официальный статус "угрозы безопасности". Да еще и десятилетие вперед.

Надо бы серьезно и вдумчиво писать о такой важной вещи, как военная доктрина Евросоюза. Даже если он сам не очень серьезно к ней относится. И даже если это не совсем доктрина, а своеобразный ее зародыш да еще и под странным и забавным названием "Стратегический компас". Название в самом деле вызывает вопросы относительно брюссельской манеры пользования таким простым прибором как компас.

Ценность компаса, как известно, состоит в том, что его стрелка всегда показывает на северный магнитный полюс. Но компас Евросоюза, судя по содержанию этого документа, почему-то указывает на восток (или же строго на запад, на другой берег Атлантики – зависит от того как его повернуть), что вызывает сомнения в исправности прибора или же в умении Брюсселя им пользоваться.

США будут вмешиваться в дела ЕС, но "Балтийский гамбит" им уже не интересен >>>

Да и в необходимости вообще иметь такую ненадежную штуку, больше похожую на флюгер, тоже имеется неуверенность. Причем у многих европейских столиц, хотя и по разным причинам.

Очень полезная для политика вещь – "утечка информации"

Официально этот документ, этот "компас" еще как бы никто из непосвященных не видел, но его предварительный текст по брюссельскому обыкновению "просочился" в особо доверенные европейские средства массовой информации задолго до того, как был представлен министрам иностранных дел союзных государств. Брюссель очевидно решил, что проекту "компаса" лучше "просочиться" по месту его рождения, чем из национальных министерств иностранных дел попасть в американские издания.

Так что глава группы авторов текста, Верховный представитель альянса по делам международных отношений и безопасности Жозеп Боррель не стал устраивать скандал, расследование и поиск виновных в "утечке", а дал развернутое интервью журналистам, в котором заявил, в частности, что "Европа должна быть гарантом безопасности, потому что европейские граждане хотят, чтобы Евросоюз их защищал".

Да, действительно, хотят. Поскольку в большинстве своем больше не хотят, чтобы их защищали США, как свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения в странах Западной Европы. На востоке альянса картина несколько иная, но с учетом расклада сил по численности населения, возможностям и по деньгам, кого это особенно волнует.

Возможно, и к лучшему, что не волнует. А то иной раз послушаешь кого-нибудь вроде польских или литовских политиков, излагающих свое видение отношений с Россией, и ясно понимаешь, что не готовы тамошние избиратели вдумчиво и ответственно выбирать себе правителей.

То ли опыта не хватает, то ли решимости заставить кандидатов на высокие государственные посты сдавать тесты на коэффициент интеллекта.

Кругом опасности и угрозы, без "компаса" никак

После обсуждения и внесения возможных поправок и уточнений окончательная версия будет (или не будет) утверждена лишь в марте следующего года.

Немцы станут осторожничать и сдерживать, французы напирать на стратегическую автономию от НАТО и США, прибалты и поляки потребуют увеличить в числе и выделить жирным шрифтом упоминания о России как об "экзистенциональной угрозе" их собственной безопасности, безопасности Евросоюза и всей планеты в целом.

А также обязательно сказать, и лучше в самом начале текста, что главным гарантом безопасности альянса остаются США и НАТО, с которыми надо изо всех сил и не щадя живота своего сотрудничать.

И вот они станут обо всем этом спорить, искать консенсус и вносить поправки в текст, который в результате станет похож на туманные рассуждения о светлом будущем общеевропейской обороны (этот вариант текста у Брюсселя тоже, вероятно, уже готов). Так что нет, пока не получается серьезно поговорить о "Стратегическом компасе", который как бы и не компас вовсе.

Жозеп Боррель, правда, попытался всех настроить на серьезный и трагический лад, но как-то не очень у него получилось.

"Наш анализ угроз показывает, что мы живем в гораздо более враждебном мире, что наше экономическое пространство все больше и больше оспаривается, наше стратегическое пространство все больше и больше оспаривается, а наше политическое пространство все больше и больше деградирует", – мрачно сказал Жозеп Боррель в уже упомянутом интервью.

Что он имел в виду под "деградацией политического пространства" не совсем ясно, но звучит ужасно тревожно. "Все превращается в оружие – угрозы исходят отовсюду и по-разному – с суши, с моря, они гибридные, кибернетические, классические – мир уже не тот, что был", – нагнетает главный дипломат Евросоюза. – "Притворяться просто мягкой силой, когда все превращается в оружие, явно недостаточно – ЕС не может говорить только о правах человека и торговле, когда мы сталкиваемся с очень конфликтной и опасной стратегической средой".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме