Как один мальчик из Эстонии и сотни дяденек из Европы в неонацистов играют

Хакер
РИА Новости

Алексей Языков

Европейская полицейская служба Europol отмечает нарастание опасности правого, неонацистского террора в странах ЕС.

Исламские экстремисты несут ответственность лишь за четверть совершаемых в странах Европы террористических атак, а бо́льшую часть нападений по идеологическим соображениям совершают сами европейцы, ультралевые и крайне правые организации и группы.

Карантины и локдауны, как полагают авторы опубликованного Europol доклада, изменили направление и цели нападений, но, судя по интенсивной пропаганде этнической и религиозной нетерпимости и агрессивности посредством интернет-ресурсов, в скором будущем государства Евросоюза могут столкнуться с волной террористических атак.

Причем наибольшее их количество, как полагают, будут совершать европейские правые экстремисты и сепаратисты, а не исламисты. Из 57 зафиксированных в 2020 году удачных и неудачных терактов лишь десять были делом рук джихадистов-одиночек.

В докладе Europol в связи с ростом правых экстремистских настроений фигурируют все страны Балтии. Возглавляет "тройку" Литва, где в сентябре прошлого года за попытку использования самодельного взрывного устройства для совершения теракта был осужден член неонацистской группировки Feuerkrieg Division (FKD). В Эстонии же был задержан 13-летний мальчик, который, как выяснилось, считался одним из лидеров в упомянутой международной группировке FKD, созданной в анонимных онлайн-чатах.

Юный возраст "Коммандера" не позволил привлечь его к ответственности за причастность к неудавшемуся теракту в Литве. У группы, как отмечает Europol, имелись планы совершения как минимум трех нападений в Германии, США, а также в Великобритании, где был арестован и осужден за подготовку теракта 17-летний член группировки.

Конечно, факт лидерства мальчика ставит под сомнение серьезность организации, но ведь FKD, сформировавшаяся в 2018 году на прибалтийской "почве", сумела очень быстро найти ярых сторонников и активных участников во многих странах, ничего фактически не знавших друг о друге, но готовых к совершению терактов.

Нет никакой уверенности в том, что явно выраженные шовинистические настроения части местного населения прибалтийских республик в какой-то момент не выльются во "взрослый" террор против каких-нибудь "чужаков". Тем более, что склонность части местных политических сил к героизации соотечественников, сотрудничавших с нацистами во время Второй мировой войны, подпитывает национализм и экстремизм.

Евросоюз больше боится джихадистов, чем нацистов

Общее количество арестованных потенциальных и реальных террористов в странах Евросоюза в 2020 году резко сократилось по сравнению с предыдущим годом, упав с более чем тысячи до 449, что специалисты связывают и со снижением из-за пандемии общей активности экстремистов всех видов и мастей, и с меньшей активностью самих правоохранительных ведомств.

При этом спецслужбы Германии, Испании и Нидерландов отмечают рост количества арестов лиц, связанных с правоэкстремистским террором. А в Италии увеличилось число терактов и, соответственно, арестов членов ультра левых группировок.

"Доморощенные" террористы не считаются в странах Евросоюза настолько же опасными, насколько исламские экстремисты, по той простой причине, что атаки первых, как правило, не приводят к человеческим жертвам – как правило, это поджоги и подрывы местных мечетей. Террор фанатиков-мусульман, наоборот, имеет целью убийство как можно большего количества людей, рядовых европейцев, прохожих или посетителей кафе. Но ни один эксперт не возьмется предугадать, когда, где и в каких масштабах правый экстремизм приобретет более ожесточенные и более смертоносные формы.

Идеи неонацизма и превосходства белой расы, принуждения силой к природоохранным мерам находят немало сторонников среди молодых европейцев, прежде всего в странах Западной Европы (в Германии, Франции, Испании, Нидерландах). Некоторые из таких групп финансируют свою деятельность преступным путем, включая торговлю наркотиками. Они общаются в онлайн-чатах, в игровых интернет-сообществах, организуют боевую подготовку и закупают оружие.

Как грибы после дождя

Europol, опираясь на данные спецслужб европейских государств, отмечает, что исламский экстремизм, с одной стороны, более опасен, так как предугадать и предотвратить теракты, совершаемые озлобленными и распропагандированными мусульманами-одиночками с помощью подручных средств, например, ножей или автомобилей, практически невозможно.

Однако теракты, к совершению которых могут перейти организованные правые экстремисты, ускользнувшие из поля зрения спецслужб, могут оказаться намного более разрушительными, так как у них больше связей и возможностей для того, чтобы раздобыть огнестрельное оружие или взрывные устройства.

Например, в докладе Europol сообщается, что в Швейцарии у членов местной неонацистской группы были изъяты несколько единиц огнестрельного оружия и боеприпасы, приобретенные на законных основаниях.

Оружие планировали легально купить и члены двух неонацистских группировок, ликвидированных в 2020 году в Германии. Тогда более десятка человек были арестованы немецкой полицией по подозрению в создании правой террористической группировки Gruppe S, собиравшейся организовать нападения на мечети и политических оппонентов.

Эксперты ставят ожидаемый всплеск активности правых экстремистов в прямую зависимость с притоком иммигрантов из стран с преимущественно мусульманским населением и с ухудшением экономической ситуации в Евросоюзе.

Нежелание многих стран альянса принимать у себя мигрантов в значительной мере объясняется не столько опасением проникновения исламских экстремистов, сколько нежеланием провоцировать собственную националистически и шовинистически настроенную молодежь. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме