"Если мы не изменим политику в отношении беженцев, нам придется вечно платить дань шантажистам" – эта фраза вынесена в начало обширной статьи депутата Европарламента от Эстонии Яны Тоом, которая была опубликована в местных СМИ и на сайте самого евродепутата.
Яна Тоом поделилась своим взглядом на происходящие в последнее время события как в самой Эстонии в контексте внешних историй, так в Евросоюзе и мире в целом. И начала с того, что "США долго ощущали себя сверхдержавой, чья миссия – нести добро в любую точку земного шара". Причем лидерство США не вызывало сомнений на протяжении долгого периода – со времен окончания Второй мировой войны.
Причина только в желании воевать?
"США стали лидером капиталистического мира и старались насаждать ценности этого мира повсюду, где интересы Америки пересекались с советскими. Афганистан не стал исключением: после ввода советских войск США (вместе с Пакистаном) поддерживали моджахедов, в том числе исламистской пропагандой, – и вырастили тот самый Талибан, с которым потом сами же воевали", – пояснила Яна Тоом.
И отметила, что после распада СССР Америка утратила врага, но не утратила "мотив сражаться". "В 90-е США по инерции пытались быть всюду: воевали в Персидском заливе, добивались мира на Ближнем Востоке и так далее. В 2001 году случился кошмар 9/11, и к задаче лидерства прибавилась задача обезопасить свою страну. Последствия известны: Ирак, Ливия и Афганистан", – так объяснила действия США в мире Яна Тоом.
И отнесла под "просто удобную риторику" все, что служило объяснением американской миссии в Афганистане – как, например, стремление "цивилизовать" афганцев" и "построить некий новый демократический Афганистан".
"[...] а настоящей задачей было выбить почву из-под ног исламистских террористов, чтобы тем неповадно было бросать вызов Америке. Видимо, эта задача была выполнена. По крайней мере, Талибан* понял, что, если не создавать проблем Америке, США в Афганистан не вернутся никогда", – считает евродепутат.
И уверенно констатировала: "Между тем ситуация в мире изменилась. Политика Трампа – America first, ресурсы надо тратить на себя, в крайнем случае – на экономическую борьбу с Китаем, а не на войну в далеких странах, особенно если ее итог – смерть, расходы и унижение – останется и политикой Байдена. Тем более, что эта политика ослабляет конкурентов США: как Китай, так и ЕС".
В чем при этом заключалась борьба США с терроризмом, и как в контексте этой борьбы можно оправдать создание и взращивание террористических формирований? Каким образом коррелируют благородные цели США и создание ими экстремистских организаций, например, в Ливии? А как объяснить смерть Муаммара Каддафи и известное всему миру ликование по этой причине Хиллари Клинтон? Эти нюансы евродепутат как-то обошла вниманием в ходе рассуждений.
Куда уходят "боги"? И уходят ли?
Яна Тоом буквально посчитала уход США из Афганистана и сдачу страны талибам концом эпохи, "в которой США были почти богом мировой политики и держали на своих плечах, как атлант небо, мировую безопасность; точнее, пытались держать – часто ничего хорошего из этого не выходило, от Вьетнама до Афганистана".
После случившегося Европе досталась масса проблем, считает евродепутат, поскольку Европа "привыкла быть у него [бога] под крылом". "Мы привыкли лениться, делать меньше, чем могли бы – потому что знали: США вмешаются, если что. Все, эпоха кончилась. Пока не будет новой угрозы для Америки, США будут заниматься собой (и немножко Китаем, своим главным конкурентом)", – уверена Яна Тоом.
Она привела слова президента Байдена: "Это право и обязанность самого афганского народа – решать, каким будет его будущее" и пояснила, что они "относятся и к Европе".
"Если из Афганистана в ЕС хлынет поток беженцев, это наша проблема. Если Афганистан станет исламистским центром, распространяющим идеи джихада по Евразии, это наша проблема. Если в регионе появится новая сила вроде ИГИЛ, это наша проблема. Европы, а также России, Индии, Китая – но не Америки. Кроме прочего, чем слабее будет Европа, а также Китай и Индия, тем сильнее будет Америка. Конкуренцию в мировой экономике никто не отменял", – объяснила Яна Тоом свой взгляд.
И обозначила три последствия ("три вещи"), с которыми теперь столкнутся Европа и Эстония.
"Сами, сами, сами"
Первой важной вещью Яна Тоом считает создание в ЕС собственной "единой эффективной армии", которая может быть и частью НАТО, но заниматься обороной именно Европы. Сегодняшние колоссальные расходы стран ЕС тем не менее не обеспечивают должной обороны без помощи США. "Любимая в Эстонии мантра "в случае чего нас защитит Америка" должна уйти в прошлое", – считает евродепутат.
Второй важной вещью Яна Тоом считает более мощную и эффективную дипломатию: "В отсутствие США нам придется находить себе союзников и разруливать отношения самим". Яна Тоом привела в пример реакцию на афганские события со стороны Индии, Китая, России и отметила: "С другой стороны, на Талибан* имеют влияние Саудовская Аравия и Турция – страны, претендующие на роль лидера суннитского мира".
А еще попыталась порассуждать далее: "Есть еще Иран, сосед Афганистана, с которым все более чем непросто. И если Европа хочет влиять на ситуацию, ей необходимо играть на сложном поле по не очень очевидным правилам и искать общий язык с режимами, которые не всем нравятся".
Третьей, самой сложной, важной вещью Яна Тоом считает "новое отношение к миграции", поскольку "Европа именно что платит за краткосрочное решение проблемы мигрантов". "Мы даем Эрдогану большие миллиарды за то, что он сдерживает беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки. Теперь нам грозит новая волна беженцев – из Афганистана. По сути, мы уже готовы платить, правда, называется это чуть по-другому. Как сказал на днях глава МИДа Германии: "Соседние с Афганистаном страны столкнутся с беженцами, и ЕС должен совместными усилиями обеспечить этих людей гуманитарной помощью", – отметила евродепутат.
Если беженцы – оружие, то чье?
Яна Тоом так видит нюансы использования беженцев: "Как показывает практика, беженцы очень долго никуда не уходят, может быть, потому что это выгодно стране, которая содержит их за европейский счет. Тут и деньги, которые можно пустить много на что; вряд ли будет преувеличением сказать, что ЕС помогает некоторым странам усиливать военную мощь, которая потом может быть использована против нас же. Тут и инструмент давления: если ЕС поведет себя плохо, на Европу просто спустят орды беженцев".
И привела примеры подобного шантажа наплывом новых беженцев – со стороны Марокко в Испанию или со стороны Турции в Европу в целом. "Фактически это шантаж. И мы, поддаваясь шантажистам, сильно рискуем", – заключила Яна Тоом.
И предложила две альтернативы – дипломатию и деньги: "Мы можем способствовать прекращению войн в странах, откуда бегут люди, посредством дипломатии; мы можем помогать этим странам деньгами; мы можем, наконец, ставить им условия – как уже пробуем ставить условия Талибану*: окей, ЕС продолжит помогать Афганистану, если вы гарантируете фундаментальные права человека, особенно женщин".
И вновь повисли некоторые вопросы. Так чье же оружие беженцы, если Америке выгодно ослабление России, Китая, Индии и Европы? И почему же все-таки вышла из состава Евросоюза Великобритания, да еще так вовремя? Которая, кстати, периодически мелькает в Центрально-Азиатском регионе, в том числе около Афганистана.
Последствия похода "в чужой монастырь со своим уставом"
Яна Тоом, отметив, что террористам, в частности в Афганистане, всегда нужны деньги, которые они и раньше получали, например, через рэкет местных проектов, субсидируемых США и ЕС: "Потом США из Афганистана ушли. А Талибан*, наоборот, пришел к власти – и ему очень нужны деньги. Правда, из США теперь деньги вытрясти непросто, они далеко, но зато Европа близко".
"Сценарий пессимистический": почему новый Афганистан испортит отношения с Западом >>>
И вот эта политика, по мнению Яны Тоом, спасет Эстонию. "И не только потому, что на Эстонии, солдаты которой были в Афганистане с 2003 по 2021 год, лежит доля ответственности. Эта альтернатива – самая дешевая, эффективная и человечная. Так мы не дадим странам вроде Турции рычаг, чтобы нас шантажировать и вымогать у нас деньги. И еще получим рабочую силу, которой нам не хватает", – убеждена евродепутат.
По словам Тоом, "[...] если, как страус, спрятать голову в песок, проблема не исчезнет: то, что делает Европа сейчас, ни к чему хорошему нас не приведет".
Она подчеркнула, что "[...] Германия в 2015–2017 годах приняла, спасая нас всех, 1,4 млн беженцев – и ничего страшного не произошло. Если бы мигрантов распределяли пропорционально населению, Эстония приняла бы 22 тысячи человек – и это тоже была бы никакая не катастрофа".
Заканчивая свою статью, Яна Тоом подытожила, что после ухода Америки Эстония должна учиться самостоятельности и принимать беженцев, иначе "ЕС будет платить дань режимам, которые станут и дальше нас шантажировать".
* экстремистская/террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации