В последние недели большая часть политических дебатов в США была сосредоточена на размере американского Плана спасения, который составляет 1,9 трлн долларов. Причем критики утверждают, что такой большой объем ничем не оправдан, ведь сама экономика уже идет на поправку после рецессии.
Помимо этого, Байден утвердил два других плана – План создания рабочих мест в США (2,3 трлн долларов) и План по поддержанию семей (1,8 трлн долларов).
На первый взгляд эти цифры кажутся огромными, но на практике Байден пытается лишь восстановить то, что было утеряно во время пандемии – другими словами, играет в догонялки, а не серьезно настроен на развитие социально-экономической сферы в стране.
В частности, его планы спасения и создания рабочих мест рассчитаны на то, чтобы отремонтировать около 10 тысяч небольших мостов и обеспечить всех американцев чистой питьевой водой. Конечно, такие инвестиции необходимы, но это не те вещи, которые вызывают зависть в других развитых экономиках.
Байден также гордится своей политикой по развитию широкополосного доступа в интернет, но такую политику навряд ли можно назвать новаторской или особо эффективной – этот доступ сегодня имеют 70,8% американцев, а во Франции, например, его имеют 83% населения.
США в числе догоняющих
То же самое можно сказать и про его План по поддержанию семей. Даже если он будет принят в полном объеме, он просто устранит пробелы в социальной модели США, которая часто критикуется за ее несправедливость.
Так, будет введено то, что европейцы, например, и так уже давно имели – оплачиваемый отпуск для ухода за новорожденным ребенком, бесплатное дошкольное образование, всеобщее бесплатное среднее образование в течение двух лет (но только не в элитных учреждениях) и так далее.
И хотя запланированное повышение минимальной заработной платы в США, безусловно, поможет рабочим, ее уровень все равно будет на 40% ниже, чем, скажем, в Германии.
Что касается планов Байдена по вопросам борьбы с изменением климата, то и здесь он серьезно отстает от европейцев. В целом, обязательство его администрации достичь углеродной нейтральности к 2050 году совпадает с обязательством Европейского союза, однако американская цель декарбонизации к 2030 году несколько менее амбициозна, чем то, что сейчас обсуждается в ЕС.
Демократы не могут понять интересы рабочего класса
Более того, таких реформ вряд ли хватит для решения политической проблемы демократов. Она заключается в том, что основной костяк поддержки Трампа – рабочий класс с белым цветом кожи – все еще отрицательно относится к демократам и не готов поддерживать их на следующих выборах в 2024 году.
Так, главная задача Байдена сейчас – вернуть этот электорат себе.
Со времени президентства Билла Клинтона в 1990-х годах партия предлагала рабочим только два решения: образование и социальные льготы. Проблема в том, что рабочие не согласны с таким подходом.
Они не хотят жить на пособие, но и не хотят, чтобы их снова отправляли в школу. Скорее, они хотят сохранить хорошую работу, которая долгое время обеспечивала им доход и сохраняла их чувство гордости.
Трамп победил в 2016 году, потому что он хорошо понимал интересы этого электората и смог правильно использовать это, чтобы выиграть их голоса в ключевых штатах США.
Причем такая тенденция наблюдается не только в США. Левые потеряли голоса рабочего класса и в Европе.
В Великобритании, например, премьер-министр Борис Джонсон со своим лозунгом "Let’s get Brexit done" победил лейбористов, потому что рабочий класс в стране хотел скорого выхода из ЕС для защиты своих рабочих мест.
Во Франции, в свою очередь, крайне правый лидер Марин Ле Пен стала кандидатом от растущей доли рабочих.
Продолжает курс Трампа
Кажется, Байден начал понимать потребность демократов в голосах рабочих. В мае в своем первом выступлении на совместной сессии Конгресса он отметил, что почти 90% рабочих мест, созданных по его инфраструктурному плану, не потребуют диплома колледжа. Вопрос в том, как его администрация может на самом деле обеспечить хорошие рабочие места?
Как мы знаем, текущий американский президент любит говорить о том, как его политика расходится с политикой предыдущего президента – Дональда Трампа. Но кое-что, видимо, он менять не хочет.
В частности, для сохранения рабочих мест Байден оставит введенные Трампом импортные тарифы – серию протекционистских экономических мер, которые привели к противостоянию США со его основными экономическими партнерами – Китаем и ЕС, а также рядом других стран.
Таким образом, Байден явно хочет избежать обвинений в том, что он жертвует рабочими местами США во имя глобализации или экономической открытости. Но хватит ли этих мер? Его администрация пока не предлагает структурного ответа на технологические сбои и эрозию экономической системы США. Чтобы действительно "масштабно мыслить", команде президента нужно будет придумать что-то получше и посерьезнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.