На сегодняшний день американская администрация Джозефа Байдена находится в непростом положении: с одной стороны США хотели бы продолжить конкурировать с Россией и Китаем в Центральной Азии, с другой – покинуть регион вообще. Об этом пишет профессор Луисвиллского университета Чарльз Зиглер в издании The National Interest.
С данным тезисом согласен и российский политолог, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
"Данный регион, безусловно, играет важнейшую роль, один из самых важных регионов с геополитической точки зрения. На сегодняшний день американцы очень боятся "принципа домино". То есть они уходят – образуется вакуум, который может быть заполнен кем угодно – и Россией, и Китаем, и кем-то еще", – объяснил Васильев Baltnews.
Он также подчеркнул, что Соединенные Штаты на протяжении многих лет рассматривают свое присутствие в Центральной Азии как один из факторов оказания давления на Россию.
"Изначально, когда концепция глобальной войны с терроризмом лишь начиналась, присутствие в Афганистане, и вообще в регионе Центральной Азии, рассматривалось США как фактор дальнейшего использования региона и против России тоже. Если бы американцы закрепились там, сегодня это могло бы быть рассмотрено как форма давления на Россию через "мягкое подбрюшье" Средней Азии. Ну и, конечно, давление на Иран, Пакистан. С точки зрения геополитической стратегии, США надо иметь в регионе свой форпост", – отметил американист.
По его мнению, одним из серьезнейших факторов, который довлеет над администрацией Байдена, является бюджетное финансирование заграничный операций, в первую очередь – военного характера:
"Дело в том, что в настоящее время проблема не в самой политике, а в финансовом ее обеспечении. 27 мая администрация должна представить полный вариант бюджета США на 2022 год. В частности, и военного бюджета. С момента начала борьбы с терроризмом финансирование войск в Афганистане, Ираке, Сирии было выведено в отдельную статью расходов. Ходят слухи, что Байден хочет внести эту статью расходов в основной бюджет, то есть фактически урезать его".
"Есть основание думать, что сегодня США сталкиваются с трудностями выделения денег на военные кампании и, следовательно, американцы сворачивают свое присутствие в Афганистане и Ираке. Это же касается и американского контингента в Европе, в частности, в Германии. Присутствие его там, по сути, ничего не дает – никакой модернизации вооруженных сил, а лишь поддержание колониальной армии и распыление средств", – пояснил Васильев внутриполитический контекст стратегии США в регионе.
Кроме того, он особо подчеркнул наличие личного фактора в стремлении Байдена покинуть Ближний и Средний Восток.
"Идет жесткая борьба. Складывается впечатление, что у Байдена есть личные цели. Его не раз обвиняли, что когда-то он голосовал за войну в Ираке. [Экс-президент США Дональд] Трамп не развязал ни одной войны. Наоборот, хотел вывести войска из Афганистана, и теперь на этом поле хочет сыграть Байден, чтобы прослыть миротворцем. Однако надо учитывать интересы военно-промышленного комплекса и многих других групп влияния в самих Штатах", – заключил Васильев.