Европейские промышленники бьются за свои "углеродные индульгенции"

Шахта по добыче сланца
Sputnik / Алексей Даничев

Пауль Томсон

Цены на углеродные квоты ЕС могут вырасти в несколько раз, что приведет к падению сотен "грязных" производств, в том числе и в странах Балтии.

Депутаты Европарламента большинством голосов утвердили резолюцию о введении пограничного углеродного налога на продукцию "грязных" иностранных производств. Одновременно решено сохранить за европейскими предприятиями право на бесплатные углеродные квоты. Все вместе это означает торговые конфликты, скандалы и разбирательства во Всемирной торговой организации жалоб на европейский протекционизм.

Брюссель не скрывает, что сам порядком удивлен такими итогами голосования парламентариев, уступивших давлению европейских промышленных ассоциаций. Предполагалось, что "углеродные индульгенции" будут поэтапно отменены с введением пограничного налога, поскольку сочетание и того, и другого однозначно подпадает под нарушение правил честной международной конкуренции. И никак иначе, кроме как двойной протекционистской мерой защиты интересов собственных производителей в ущерб иностранным конкурентам, названа быть не может.

Поправка, которая должна была дополнить резолюцию о пограничном углеродном налоге положением об отказе от таких бесплатных квот, неожиданно провалилась. Поборники справедливости и более-менее честной международной торговли остались в меньшинстве, хотя, надо сказать, их среди депутатов Европарламента по итогам голосования поправки оказалось всего на четыре человека меньше, чем тех, кто грудью встал на защиту интересов европейских промышленников.

Брюссель в любом случае ожидают разбирательства жалоб десятков государств Европы, Азии и Америки в ВТО из-за пограничного углеродного налога, а сохранение за европейскими компаниями еще и бесплатных квот на загрязнение атмосферы однозначно вызовет радостный гомон в толпе иностранных адвокатов.

Все как бы за борьбу с потеплением климата, лидером которой считает себя Евросоюз, но его намерение возложить собственные затраты на иностранные компании понимания не встречает.

Конфликт обещает быть интригующим, ярким и долгим

Планируемая "на радость" иностранным производителям реформа называется "Углеродным пограничным механизмом регулирования", а на самом деле означает введение новой импортной пошлины на ряд товаров и услуг, ввозимых в Евросоюз из третьих, "менее климатически амбициозных" стран, как говорится в сообщении Европарламента.

Под "недостаточно амбициозными" подразумеваются, прежде всего, Китай, Россия и Индия, поставляющие в страны альянса те самые цемент, сталь, алюминий, нефтепродукты, бумагу, химикаты, удобрения и ряд других товаров, которые должны попасть под обложение пограничным углеродным налогом.

В этом решении парламентариев нет ничего радикально нового – учреждение таких сборов на импортную продукцию обсуждается не первый год и фактически предрешено. Евросоюз посредством системы распределения и торговли углеродными квотами ETS вынуждает свои "грязные" предприятия и отрасли покупать разрешения на эмиссию парниковых газов (в углеродном эквиваленте), существенно увеличивая тем самым их накладные расходы. Некоторым отраслям эти квоты ежегодно обходятся более чем в миллиард евро.

Следовательно, как поясняет Брюссель, чтобы повысить конкурентные возможности собственных компаний, он вынужден будет во имя справедливости и озеленения экономики облагать пограничным сбором продукцию тех иностранных производителей, которые не несут особых затрат на охрану природы.

Здесь следует пояснить, что Европейская система разрешений на эмиссию парниковых газов, которая охватывает около половины всех предприятий государств альянса, предусматривает еще и распределение среди местных компаний бесплатных квот, своеобразных подарочных "углеродных индульгенций". Их количество постепенно сокращается, но пока они здорово выручают многие "грязные" производства, неспособные по техническим или финансовым причинам полностью и в сжатые сроки прекратить загрязнение атмосферы.

Поправка к резолюции, по которой на днях голосовали европейские парламентарии, предусматривала ускоренный отказ от бесплатных разрешений. Для многих отраслей и предприятий, номинально включая, например, эстонскую сланцевую энергетику, распределение "подарков" было прекращено еще в 2020 году. Все необходимые квоты они теперь вынуждены покупать на бирже.

Несколько крупнейших индустриальных ассоциаций Европы, включая сталелитейную группу Eurofer, химическую CEFIC, цементную Cembureau и производителей удобрений Fertilizers Europe, накануне голосования в Европарламенте обратились к депутатам с посланиями, в которых просили отказаться от идеи полного отказа от бесплатных квот. Отмена "подарочных" квот будет означать для них резкий рост затрат и, как утверждается, повысит риски банкротств и массовых увольнений.

Рабочий
РИА Новости
Рабочий

Против самого углеродного налога на "грязную" продукцию иностранных конкурентов европейские промышленники, естественно, ничего не имеют. Протесты ассоциаций и отраслевых союзов довольно широко освещают средства массовой информации, а с учетом неожиданного решения депутатов Европарламента сохранить "углеродные индульгенции" конфликт обещает интригу и динамичное развитие сюжета.

Биржи углеродных квот системы ETS немного лихорадит, цены растут. Но, как полагают многие эксперты, финал его фактически предрешен, и максимум, чего смогут добиться промышленники, на которых давят не только власти, но и широкая общественность, так это немного отсрочить решение Брюсселя, озабоченного озеленением экономики.

Биржевые цены на квоты могут вырасти в несколько раз

Отмена бесплатных квот вызовет, как полагают эксперты, скачок биржевых цен ETS. Точные цифры никто прогнозировать не берется, но рост спроса может привести к подорожанию квот с нынешних примерно 41 евро за тонну, по данным на 10 марта биржи Еmber, до 80–90 евро, хотя ранее рейтинговые агентства обещали подобные и даже меньшие цены лишь на 2025 и более поздние годы.

Предполагаемая отмена бесплатных квот отправляет все эти прогнозы, грубо говоря, псу под хвост.

Заодно с надеждами многих и многих компаний, пока еще получающих бесплатные разрешения на эмиссию, как-то справиться с загрязнением атмосферы на их производствах и таким образом не только выжить, но и сохранить свои доли рынка.

Цены на квоты и без того росли практически всю вторую половину прошлого и начало этого года, несмотря на рекордное сокращение производства и, соответственно, углеродных выбросов из-за коронавирусного кризиса. Бурное обсуждение европейской "зеленой сделки", необходимости ускорить сокращение эмиссии парниковых газов и ввести новые, более жесткие требования к максимально разрешенным объемам выбросов заставили нервничать покупателей квот. Которые, соответственно, поторопились закупиться ими вперед, что и привело к росту цен почти на треть.

Этюд в зеленых тонах. "Газпром" и Wintershall хотят транспортировать водород по трубе >>>

Новый скачок цен отрицательно скажется на всех предприятиях, покупающих квоты на бирже. Более чем двукратный (если мрачные прогнозы оправдаются) рост затрат на "углеродные индульгенции" станет тяжким испытанием для многих компаний, включая, естественно, и эстонскую сланцевую отрасль. Для энергетики страны пороговой стоимостью квот стали 25–30 евро за тонну, сделавшие сланцевые электростанции нерентабельными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме