Желание политиков балтийских стран получить энергетическую независимость с каждым годом приносит этим государствам, а точнее их населению, все больше и больше финансовых осложнений. Прошлый, 2020-й, год показал, что выход из БРЭЛЛ, запланированный на ближайшее будущее, ничего хорошего региону не принесет.
Отказ от поставок электричества из России и Белоруссии (под предлогом недопустимости покупки энергии из БелАЭС) привел страны Балтии к внушительному росту цен на электроэнергию сразу, как только пришла зима и ударили морозы.
Тенденция продолжилась и в январе 2021-го: оптовая цена на электроэнергию подскочила в Эстонии и Латвии на 35% (до 53,38 евро за мегаватт-час), в Литве – на 36% (до 53,69 евро).
"Демократичная и честная" энергобиржа Nord Pool
Закупки на европейском оптовом рынке электроэнергии покрывают большую долю потребности в электричестве стран Балтии. Например, по данным литовской компании Litgrid, в 2020 году через Nord Pool Spot в Литве прошло около 80% торговых сделок.
Ну а цены на бирже Nord Pool Spot, в зависимости от погодных условий и конъюнктуры рынка, могут очень быстро меняться – иногда в лучшую сторону, а иногда наоборот. Например, в безветренную погоду ветропарки – поставщики "зеленой энергетики" – не могут выдать нужный объем генерации, и на бирже появляется определенный дефицит.
И это при том, что объемы генерации от возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Балтии постоянно растут: в Латвии и Эстонии доля ВИЭ от общего объема на местном рынке составляет 55% и 54% соответственно, в Литве чуть меньше – 46%. Но от масштабирования производства "зеленой энергетики" электричество для потребителей, судя по всему, дешевле не становится.
"Зеленая энергетика" ценовую проблему не решит
Вроде бы Nord Pool Spot – это честная торговая площадка (есть много продавцов, выбирай, кто больше понравился), причем еще и с "демократичными" поставщиками энергии из ЕС. Только вот цена "свободного выбора" обходится дорого.
Как отметил в беседе с Baltnews старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, отсоединиться от энергокольца БРЭЛЛ, надеясь, что поставки из ЕС и собственная ВИЭ-генерация заменит поставки российской и белорусской электроэнергии, конечно, можно. Но приятную цену сохранить не получится точно.
"БРЭЛЛ для балтийских стран хорошо тем, что является идеальным резервным источником энергии, когда в Эстонии, Литве или Латвии вдруг резко возрастает спрос. Допустим, произошел какой-то сбой или сильное похолодание. В таком случае подача электричества из энергокольца начинает поступать в Прибалтику буквально в течение 10 секунд", – отметил Оленченко.
"Более того, стоимость энергии из БРЭЛЛ ощутимо ниже для стран этого региона, чем в случае с поставками из ЕС. Для сравнения: электричество, поступающее в Эстонию из магистрали, куда "включены" Россия и Белоруссия, на 19% дешевле, чем если бы закупка происходила из Северной Европы", – подчеркнул эксперт.
По словам Оленченко, с технической точки зрения достаточно сложно закрывать дефицит спроса на электроэнергию в критических ситуациях только за счет ВИЭ. Можно, конечно, использовать различные накопители электричества, но в Европе сейчас самые распространенные разработки в этом плане – это генерация с использованием водорода, причем именно "зеленого" (создается на основе ВИЭ-энергии и элеткролиза воды).
При этом массового применения таких аккумуляторных электростанций пока еще нет, различные компании только работают с опытными образцами. Разумеется, их стоимость за счет масштабирования производства в будущем может снизиться. Но когда такие накопители энергии пойдут в серийное производство, тем более в странах Балтии, – неизвестно, отметил специалист.
Он привел пример "перелива" электричества в частных домохозяйствах в отдельных странах Европы (например, Германии или Великобритании), когда в доме есть ветрогенератор или солнечная батарея, к этому прибавляется индивидуальное устройство накопления электроэнергии, что дает возможность полученные излишки энергии продать государству, которое в нужную минуту компенсирует нехватку электричества в домохозяйстве или просто выплатит деньги.
Но не во всех европейских странах готова правовая база для повторения подобного опыта, отметил эксперт по энергетике. Да и покупательская способность жителей прибалтийских стран и той же Германии весьма отличается.
"Далеко не каждый эстонец, латвиец или литовец может позволить себе такие ВИЭ-устройства для дома", – сказал Владимир Оленченко.
Выбор есть, но выгодный вариант только один
Балтийским государствам покупать у других стран электричество в любом случае надо, так как своей генерации для удовлетворения внутреннего спроса в электричестве попросту не хватает. По данным Министерства экономики и коммуникаций Эстонии и госкомпании Elering за 2019 год, годовое потребление в стране составляет около 8500 ГВт, а производится около 7560 ГВт.
Даже если политики балтийских стран за предельно короткий срок разработают новые правовые механизмы для накопления и "переброса" электричества от частных домов с ветрогенераторами или солнечными батареями (допустим, у населения Балтии вдруг резко повысятся для этого доходы), этого все равно не хватит, чтобы полностью компенсировать дефицит электричества в критический момент.
Так или иначе, правительствам Эстонии, Литвы и Латвии придется строить аккумуляторные электростанции, причем, учитывая нынешнюю политику Евросоюза, работающие на "зеленом водороде". А производить его с помощью ВИЭ-генерации и электролиза воды в условиях отсутствия лишней электроэнергии Прибалтика вряд ли сможет – придется покупать.
Спасибо сланцу. Сколько электроэнергии может купить житель Эстонии на среднюю зарплату>>>
Достаточно чистый способ производства "желтого" водорода (за счет работы атомной электростанции) есть, например, у "Росатома", которому Кабмин РФ в 2020 году поручил разработать стратегию создания такого водорода для экспорта. Можно получить и "голубой" водород (производят из газа, при условии улавливания всех вредных веществ в спецфильтры) – тоже у РФ. Но антироссийская идеология балтийских политиков не позволит, скорее всего, отважиться на выгодные сделки с Россией.
Можно бы было использовать для резерва мощности БРЭЛЛ, но к 2025 году страны Балтии от этого энергокольца отключаются. Это значит, что у Эстонии, Литвы и Латвии остается в итоге только один выход – закупать электричество в Евросоюзе, в том числе и на площадке Nord Pool Spot. Разумеется, это часто не выгодно уже сейчас, а, учитывая переход ЕС на ВИЭ-генерацию, в будущем может стать еще менее выгодно для Прибалтики. Но, увы, выбора нет.
Особой помощи от Евросоюза в этом вопросе, как уверен вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрей Максимов, странам Балтии ждать не стоит. Он считает, что помощь могла бы быть в тех энергопроектах, где есть интерес для самого ЕС, а "просто так давать деньги уже никто в союзе не будет".
"Выход Великобритании из ЕС автоматически уменьшил годовой бюджет союза на десятки миллионов евро, свободных денег для "периферии" в ближайшие годы никто не найдет. Более того, никто не знает, когда прекратятся локдауны и пандемия коронавируса, из-за которой мы видим уже который месяц подряд снижение ВВП во всех странах Евросоюза", – сказал Андрей Максимов.
Он уверен, инвестиционный климат в Прибалтике в отношении потенциально выгодных энергетических проектов для Евросоюза упрется в весьма серьезное препятствие – в Эстонии, Латвии и Литве мало трудовых ресурсов. Большая часть активного населения работает в Западной и Северной Европе, что создает нехватку нужного количества кадров для реализации крупномасштабных энергетических проектов.
"Завозить в регион дешевую рабочую силу из стран "третьего мира"? Зачем западноевропейским странам тратить силы на эту операцию? Более того, местные власти в Балтии вряд ли так просто на это согласятся. Вот и выходит, вкладывать в выгодные для Прибалтики и ЕС объекты генерации энергии (хоть АЭС, хоть станции, работающие на "зеленом водороде") никто не собирается, а дополнительных дотаций Еврокомиссия просто так давать тоже не будет", – резюмирует специалист.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.