В новый 2021 год единая общеевропейская оборонная инициатива вступает примерно в том же состоянии, в каком она пребывала год назад – в зачаточном. Европейскому оборонному фонду не хватает денег, а самим государствам Евросоюза – желания и решимости двигаться к созданию собственной европейской армии.
Евросоюз не обладает военными возможностями, необходимыми для реализации его ранее заявленных оборонных амбиций. К такому неприятному, но вполне очевидному для европейских политиков и генералов выводу пришло в конце 2020 года Европейское оборонное агентство.
Обзорный отчет о состоянии здоровья европейской оборонной инициативы подчеркивает недостаток средств для разработки новых образцов вооружений и техники. А страны-участники оборонной инициативы ЕС (то есть все, кроме Дании) больше озабочены собственными оборонными интересами и интересами НАТО, чем военными программами Брюсселя.
Пару лет назад Брюссель обещал странам альянса добиться для них экономии порядка ста миллиардов евро в год за счет общеевропейской военной программы, которая прекратит дублирование оборонных разработок и поможет создать вооружения и технику нового поколения совместными усилиями компаний разных государств альянса.
А на тот момент президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер даже называл оборонную инициативу "спящей красавицей" Евросоюза, которую наконец-то удалось пробудить от сна. Правда, не уточнял, кто тот принц, что целовал принцессу, и кто та ведьма, что ее заколдовала. Стоит отметить, что если "красавица" и проснулась, то чувствует она себя пока неважно и выглядит вялой.
Во всяком случае, "диагноз", поставленный уже новым составом Еврокомиссии, который возглавляет бывший министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, весьма неутешителен.
"Европейская оборона страдает фрагментированностью, дублированием программ и недостаточностью оперативного взаимодействия", – резюмировал ситуацию верховный представитель Евросоюза по делам внешней политики и обороны Жозеп Боррель.
Примерно такой же диагноз ставили "красавице" и два года назад, но энтузиазма и надежд на развитие военной инициативы альянса было куда больше. Поговаривали даже о перспективах формирования собственной европейской армии.
Диагноз Борреля, по идее, можно считать оценкой итогов усилий западноевропейских стран сформировать единую оборонную инициативу. Из-за кризиса и недостатка внимания европейских столиц к идее единой обороны Брюсселю пришлось урезать в проекте будущего бюджета ранее запланированные для Европейского оборонного фонда суммы. И, соответственно, от некоторых программ, насколько известно, пришлось отказаться.
Евросоюз рассчитывает на американские ядерные боеголовки
Кроме того, нелюбимый Европой президент США Дональд Трамп проиграл выборы, а следующий американский лидер, Джо Байден, в отличие от предшественника, целесообразность существования НАТО под сомнение не ставит и гарантировать Европе защиту без доплаты за услуги вроде бы не отказывается. И потому создавать параллельную Североатлантическому военному альянсу собственную дорогостоящую структуру Евросоюз, естественно, не торопится. Несмотря на призывы и доводы президента Франции Эммануэля Макрона. Прагматичные немцы если и не подумывают отправить "красавицу" обратно в страну грез, то явно намерены подержать ее какое-то время на диете.
Позиция Германии, как отмечал генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, была предсказуема и вполне объяснима нежеланием продолжать противостояние с США. Власть в Вашингтоне меняется, новый президент Джо Байден, в отличие от своего предшественника Дональда Трампа, вроде бы настроен дружелюбно по отношению к европейским союзникам по НАТО.
Берлину сейчас намного более интересно восстановить с Вашингтоном конструктивный диалог, свернуть взаимные торговые санкции и наладить прежние доверительные отношения. Дразнить Байдена и его команду разговорами о стратегической автономии Евросоюза, о европейской армии и утере Америкой роли главного гаранта безопасности Европы немцы не хотят. Унаследованных от Трампа и объективных причин для разногласий пока и без того хватает, а оснований думать, что все волшебным образом разом изменится к лучшему со сменой власти в Вашингтоне, не имеется.
Оборонная инициатива развивается, но скромно и медленно
Но это не значит, что Германия откажется от уже начатых и от новых, независимых от США, оборонных программ. В Брюсселе говорят, что из созданных в рамках PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество в вопросах безопасности и обороны) 47 проектов примерно 26 дадут конкретный результат в течение ближайших четырех лет.
К числу этих проектов относятся, в частности, разработки новых видов военной техники и оборудования, а также отчасти программа "Военной мобильности" – система упрощенного порядка пересечения внутренних границ альянса воинскими подразделениями и подготовка предполагаемых маршрутов движения военной техники.
Хотя попытки резко сократить количество дублирующих друг друга военных разработок в разных странах Евросоюза особого результата не дали, уровень сотрудничества европейских военно-промышленных корпораций существенно возрос. В дополнение к уже существовавшим международным воинским подразделениям (вроде немецко-голландского корпуса) появились зародыши новых "паевых" боевых частей.
Европейская военная инициатива по-прежнему имеет выраженный оборонительный характер, за что ее желчно критикуют отставные американские генералы, требуя боевых роботов и зенитных противоракетных систем.
Европейское оборонное агентство предлагает сосредоточить имеющиеся усилия и средства Евросоюза на шести основных направлениях развития, "шести возможностях следующего поколения". Брюссель считает необходимым разработать новый основной боевой танк, надводные патрульные корабли, системы защиты космических спутников, новое поколение экипировки и амуниции для солдат, системы борьбы с дронами и защиты воздушного пространства, а также продолжить программу повышения военной мобильности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.