Евросоюз предупреждает о начале самой глубокой рецессии в его истории

Здание Европарламента в Брюсселе
РИА Новости

Пауль Томсон

Экономисты Брюсселя думают о способности Эстонии преодолеть коронавирусный кризис лучше, чем она сама себя оценивает. Но глубокой рецессии ей не избежать.

Осенний экономический прогноз Брюсселя более оптимистичен и конкретен в отношении потерь и успехов Эстонии во время пандемии, чем ожидания самой Эстонии. Вернее сказать, у Таллина нет никаких конкретных ожиданий, а экономисты Евросоюза верят в силы эстоноземельцев.

Опубликованный Брюсселем прогноз состояния эстонской экономики во времена "великой неопределенности" пандемии обещает стране на 2020 год спад валового внутреннего продукта на 4,6% в сравнении с прошлым годом. Что намного меньше потерь, ожидаемых для всего Евросоюза в целом. А на последующие два года Эстонию ожидает рост, соответственно, на 3,4 и 3,5 процентных пункта. И это куда более конкретные и оптимистические прогнозы, чем способен дать сам Таллин.

Здание Суперминистерства в Таллине
Sputnik / Александр Заболотный
Здание Суперминистерства в Таллине

Особенно если учесть, что в целом для зоны евро брюссельские эксперты, оговаривая высокую вероятность ошибок, все же прогнозируют намного более мрачные результаты атаки второй волны пандемии. По мнению Еврокомиссии, экономика зоны евро упадет в этом году "всего" на 7,4%, что намного лучше, чем полагал Брюссель в своем летнем прогнозе, предвидя тогда падение на 8,7%. А вот темпы роста валового внутреннего продукта зоны евро в следующем году теперь видятся Евросоюзу куда меньшими, чем предполагалось летом – прогноз роста на 2019 год сокращен с 6,1% до 4,2%.

И, как полагает Брюссель, пересмотренные под влиянием изменений в оценках последствий пандемии показатели в любом случае означают, что Евросоюзу предстоит пережить самую глубокую рецессию за всю его семидесятилетнюю историю.

Возможен экономический спад, но и подъем тоже возможен

Тем временем сентябрьский прогноз государственного банка Эстонии говорит о спаде экономики страны в 2020 году в пределах от 5,7% до 2%, а на следующий год эксперты центробанка страны обещают изменение валового внутреннего продукта в интервале от минус 4,2% до плюс 4,5%. То есть предполагается почти десятипроцентная погрешность в прогнозе, что в переводе с языка статистики означает: "Мы понятия не имеем, что будет происходить во время пандемии".

И надо отдать должное честности эстонских экономистов, они признают, что более или менее объективное прогнозирование сейчас практически невозможно – слишком много факторов зависит от "поведения" коронавируса, государственных мер борьбы с его распространением и сроков появления достаточного количества доз вакцины. Предсказания состояния экономики во время пандемии и сразу после ее завершения практически теряют смысл.

Поскольку мир имеет дело не с сюжетом голливудского фильма-катастрофы и не с какой-нибудь более смертоносной, чем коронавирус, дрянью, то речь идет не о выживании цивилизации, а о том, как с наименьшими экономическими и людскими потерями дождаться массовой вакцинации. Или же того момента, когда большинство населения, понеся существенные потери среди людей старшего поколения, наконец переболеет этой дрянью и приобретет иммунитет.

Ну а наименьшие потери подразумевают карантины, закрытые границы, запреты массовых мероприятий, пустые гостиницы и рестораны. Иными словами, логика событий и решений проста, как математика начальных классов. Чтобы затормозить распространение коронавируса, приходится жертвовать экономикой, но делать это приходится так, чтобы не нанести ей непоправимого ущерба, то есть не причинить вреда большего, чем способна нанести пандемия. А вот эти ее вредоносные способности и "намерения" вируса как раз совершенно неясны.

Подозрительное эстонское "чудо" сопротивления вирусу

Всемирная организация здравоохранения заявляет, что Европа переживает "взрыв" случаев коронавируса, и предупреждает об ожидающих население "тяжелых временах" из-за роста смертности. Всего за пару дней количество выявленных инфицированных людей подскочило на миллион, поясняет выбор ненаучного термина "взрыв" региональный директор ВОЗ Ханс Клюге информационным агентствам. По мнению врачей, ситуация могла быть намного более тяжелой, если бы не были приняты жесткие меры ограничения контактов и поездок.

Директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханс Клюге
© Sputnik / Александр Астафьев
Директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханс Клюге

Тем временем Эстония каким-то чудом остается оранжевой на европейских картах распространения второй волны коронавируса. То есть пороговые значения количества случаев заболевания на 100 тысяч населения вроде бы не достигнуты, что освобождает жителей страны от необходимости ухода на карантин по прибытию в другие государства Евросоюза.

Объяснение этому "чуду" можно при желании найти в особой дисциплинированности эстоноземельцев (что неправда), в их готовности в полной мере следовать ограничительным мерам (это вряд ли). В особенной эффективности этих самых жестких мер (вовсе нет) или, как уверяют многие, в том, что развитая и уже привычная людям система электронного государства и интернет-услуг сама по себе способствует сокращению непосредственных контактов людей (возможно, но недостаточно).

Карта распространения второй волны коронавируса  в Европе
Карта распространения второй волны коронавируса в Европе

Эстоноземельцам приятно думать, что они не по зубам страшному вирусу, – это повышает их самооценку. Возможно, эстонский феномен стал одной из причин повышенного оптимизма брюссельских экономистов относительно способности эстонской экономики сопротивляться последствиям пандемии.

Как бы там ни было, но все остальные государства альянса, за исключением ряда земель Германии и еще нескольких административных единиц в северных регионах континента, давно "покраснели" (по данным на 6 ноября). Дольше других держались Латвия и Литва, но и они пали под напором второй волны коронавируса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме