Когда вокруг тебя полыхает пожар, надеяться на то, что он тебя не затронет, – более чем наивно. Особенно если ты не отгородился от соседей толстыми огнеупорными стенами.
Эстония отгораживаться от других и не пыталась – границы с соседними, также сражающимися с пандемией Латвией и Финляндией фактически открыты, а установленные центральными органами ЕС регуляции позволили (с минимальными ограничениями) въезжать в Эстонию даже жителям тех стран, в которых совсем уж неблагоприятная эпидемиологическая ситуация.
То, что в отличие от соседей численность зараженных коронавирусом в Эстонии превысила отметку в 200 человек в сутки лишь на этой неделе, нельзя назвать иначе чем простым везением, хоть ответственные за сферу здравоохранения эстонские чиновники и попытались приписать это в заслугу себе, говоря о своевременном выявлении очагов заражения и связанных с ним лиц.
"Хотя ситуация с распространением коронавируса в Таллине и Харьюском уезде самая сложная, знание очагов позволяет контролировать вспышки, – сказала советник отдела эпидемиологического надзора Департамента здоровья Ирина Донченко. – Если мы будем быстро реагировать на очаги и вспышки заболеваемости, это уменьшит распространение вируса".
Запретов не избежать
В свою очередь, министр социальных дел Эстонии Танель Кийк на пресс-конференции констатировал, что ситуация в Эстонии очень серьезная, и при нынешнем темпе роста заболеваемости придется на правительственном уровне вводить более строгие ограничения и реорганизовывать работу больниц.
"Это в случае, если распространение коронавируса продолжится в том же темпе", – подчеркнул Кийк, рекомендовав жителям страны по возможности работать удаленно и отказаться от проведения крупных праздников, в том числе рождественских и новогодних. "Праздновать можно будет, когда пандемия закончится", – заключил министр.
Очевидно, что до появления в стране вакцины (а из-за отказа рассматривать в качестве варианта российскую это произойдет нескоро) удержать ситуацию в рамках разумного баланса между экономическими интересами и возможностями обеспечения здоровья населения удастся лишь через введение ограничений, показавших максимальную эффективность в других странах. К примеру, ношение защитных масок в закрытых помещениях и общественном транспорте.
Однако гораздо более продуктивными, вероятно, могли бы оказаться меры, которые позволили бы заразившимся людям без финансовых потерь лечиться дома, не выходя на работу и не подвергая риску заражения всех вокруг.
К сожалению, достигнутая на днях договоренность между Министерством социальных дел и Центральным союзом работодателей о том, что работодатели будут теперь оплачивать компенсацию по болезни со второго по пятый день, а далее Больничная касса (до сих пор выплаты по больничному листу назначались начиная с четвертого дня заболевания – с 4-го по 8-й день платил работодатель, а с 9-го дня – Больничная касса), вопроса не снимает.
Во-первых, для многих людей критична потеря заработка даже в первый день болезни.
Во-вторых, для ряда работодателей в период тяжелейшего экономического кризиса весьма проблематично оплачивать больничные даже в период со второго по пятый день.
В-третьих, стоит помнить, что по закону выплата по больничному листу составляет лишь 70% от средней зарплаты.
То есть денежные потери людей в любом случае будут значительными, а значит заболевшие могут выйти с симптомами коронавируса на работу.
Так можно ли на основании этого сказать, что государство сделало все от него зависящее для того, чтобы болезнь действительно не распространялась?
Главные трудности – впереди
Безусловно, какие-то меры по противодействию наступающей второй волне пандемии предпринимаются, однако назвать их последовательными и полноценными весьма трудно, особенно если обратить внимание на вторую сторону коронавирусной проблемы – экономическую.
Как и прогнозировалось, с наступлением осени в Эстонии начала расти безработица. Пока она является лишь эхом весенних ограничений, смягченных финансовой поддержкой, которую получила тогда от государства часть предприятий. В условиях второй волны пандемии подобной поддержки не предвидится.
Например, проведенный эстонскими СМИ краткий мониторинг перспектив выживания популярных ресторанов Старого Таллина выявил, что большинство из них работают сейчас в убыток и планируют в ближайшие месяцы либо полностью закрыться, либо приостановить деятельность вплоть до окончания пандемии, сократив всех сотрудников. Огромные трудности испытывают и другие сферы.
Скажем, если снова закрыть торговые центры и сократить тем самым деятельность связанных с ними предприятий, то уже к весне последствия этого могут оказаться абсолютно катастрофичными как для бизнеса, так и госбюджета. Ведь даже сэкономленных на невыплате очередных компенсаций денег явно не хватит на решение возникающих из-за этого социальных проблем.
Пожалуй, в столь сложной ситуации, какая сложилась сейчас, руководство Эстонии еще не оказывалось с момента обретения независимости в 1991 году. А оценить правильность принимаемых сегодня решений избиратель сможет уже на следующих выборах, которые состоятся менее чем через год. И за ошибки наказанием для некоторых политиков вполне могут оказаться пожизненный "волчий билет" и всеобщее презрение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.