Обострение политического кризиса в Республике Беларусь может спровоцировать риски военного конфликта – по крайней мере, если другие государства решат вмешаться в дела Минска. Сегодня белорусские соседи уверяют, что никто не хочет дальнейшей эскалации, однако руководство страны предпочитает перестраховаться, усиливая военную группировку и проводя учения на границе с Польшей и Литвой.
На страже границ
Если до президентских выборов Александр Лукашенко в основном говорил об угрозе с Востока, то на фоне начавшегося в стране политического кризиса его риторика заметно изменилась. В эти дни он неоднократно заявлял об угрозе Белоруссии с Запада, поясняя, что активизация деятельности НАТО на западных границах страны вызвала в Минске определенные опасения. Лукашенко 16 августа объявил, что "натовские войска лязгают гусеницами у наших ворот".
Чтобы дать войскам НАТО понять, кто в Белоруссии хозяин, он распорядился уделить особое внимание перемещению войск альянса на территории Польши и Литвы, перебросить бригады ВДВ из Витебска в Гродно и усилить охрану государственной границы. Затем Минск объявил о проведении военных учений с 17 по 20 августа – определенно, по стечению обстоятельств, недалеко от литовской границы. При этом глава государства поручил организовать работу по доведению до руководителей западных государств того факта, что "барабанить гусеницами на границе с Беларусью, проводить сейчас учения контрпродуктивно".
Войска на Гродненском тактическом направлении было поручено усилить оперативным командованием ракетным дивизионом "Точка", дивизионом "Полонез", отрядом беспилотных авиационных комплексов, средствами ПВО, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Теперь Западному операционному направлению и войскам Западного оперативного командования уделяется значительное внимание. "Слава богу, что мы […] развернули боевые подразделения нашей армии на западных рубежах нашей границы, привели их в полную боевую готовность. Министр обороны мне доложил, что все это выполнено и соответствующие части сегодня готовы к выполнению своих обязательств", – прокомментировал белорусский президент.
Повышенный интерес
Дыма без огня, впрочем, нет: политики и военные соседних государств действительно внимательно следят за событиями в Белоруссии. Варшава, Таллинн, Рига, Вильнюс активно комментируют происходящее в стране, находятся в постоянном контакте и рады "поддержать свободную волю белорусского народа" – в своем понимании и ради своих целей, конечно. Неудивительно, что их риторика вроде благих пожеланий латвийского правительства, которое "выражает поддержку желанию белорусского народа жить в независимой и демократической стране", заставляет Минск задуматься.
Поляки и прибалты являются активными членами НАТО, поэтому учения альянса вблизи белорусских границ уже давно перестали быть чем-то необычным. Пока что руководство блока ведет себя сдержанно: генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс внимательно следит за ситуацией в Белоруссии, но не представляет угрозы для страны. Тем не менее НАТО готов поддержать своих восточноевропейских членов. "Мы остаемся бдительными, строго придерживаемся оборонительной позиции и готовы сдерживать любую агрессию против союзников по НАТО", – говорится в заявлении господина Столтенберга.
Несмотря на заверения Йенса Столтенберга и слова пресс-секретаря НАТО Оаны Лунгеску, что альянс не наращивает военный контингент у границы Белоруссии, безопасность западного направления наверняка останется приоритетом для белорусского президента. Конечно, сегодня трудно представить, что кто-то из внешних игроков будет оккупировать Белоруссию и заставлять Лукашенко отдать Минск "ценой собственной смерти". Однако история доказывает, что в смутные времена можно ожидать чего угодно: от трагических случайностей до намеренных провокаций, благо что все это будет ради "поддержки свободной воли белорусов".
Игра на нервах
Пока что учения на границах выгодны обеим сторонам: Лукашенко может объявлять о готовности к решительному сопротивлению, а правительства западных соседей – обвинять белорусского президента в игре мускулами и нагнетании обстановки. Как уверяет министр обороны Литвы Раймундас Кароблис, "кризис в Беларуси политический, и любые заявления тамошних властей о вмешательстве зарубежных стран или об исходящей от них угрозе представляют собой попытку поиска виновных и оправдания своих действий в глазах собственных жителей Беларуси и международного сообщества".
С другой стороны, США и их европейские партнеры по НАТО каждый год проводят десятки учений вблизи российских и белорусских границ, причем масштаб и частота маневров только растут. И так значительное военное присутствие НАТО в Восточной Европе продолжает увеличиваться – пусть не на границе Белоруссии, но неподалеку, что не меняет сути дела. Конечно, вряд ли можно говорить даже о гипотетическом военном вмешательстве альянса, но психологическое давление на Лукашенко может спровоцировать эскалацию обстановки. Политический кризис в стране не разрешен и по сей день и в перспективе может приобрести еще более радикальные черты – остается надеяться, что всем хватит здравомыслия не поднимать ставки в опасной игре.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.