Коронавирус, ломающий стереотипы. Глобальные элиты скукоживаются, демократии сыпятся

Блокпост
Sputnik

Игорь Фролов

Тема: Распространение коронавируса

Пандемия ломает множество мифов и стереотипов, которые навязывались обществу последние несколько десятилетий глобалистскими элитами. 

Глобальная эпидемия коронавируса предоставила обильную пищу для размышлений для исследователей из самых разнообразных областей знаний. Среди прочего, пандемия ломает множество мифов и стереотипов, которые навязывались обществу последние несколько десятилетий глобалистскими элитами. 

Во многих странах Европейского континента, особенно в постсоветских, после распада Советского Союза социальная сфера пережила серьезный кризис в результате мощного наступления неолиберальной экономической модели и осуществления проистекающих из нее социально-политических практик. 

"Оптимизация" системы здравоохранения и гражданской обороны, минимизация функционала государства в социальной сфере и коммерциализация общественного сектора – совокупность этих факторов привела к тому, что в большинстве своем страны Европейского континента оказались не готовы эффективно противодействовать пандемии, которая парализовала экономическую активность, негативные социальные последствия чего могут быть более катастрофическими, чем вызванные эпидемией прямые человеческие потери. 

Примечательно, что значительно большие экономические потери в нынешней ситуации несут те страны, которые перешли в "постиндустриальную эпоху", то есть минимизировали долю промышленного сектора в структуре валового внутреннего продукта. Понятно, что развивать промышленность в ХХI веке на технологиях, которые морально и физически устарели еще во второй половине прошлого века, нецелесообразно, однако критическое сокращение промышленного сектора сделало "постиндустриалов", сделавших ставку на сферу услуг и финансовый сектор, критически уязвимыми к подобного рода шокам, которым и стал коронавирус. 

Одновременно с этим терпит крах "гастарбайтерская" экономическая модель, на которую делали ставку элиты множества постсоветских стран и восточноевропейских стран ЕС, стравливая тем самым пар социального недовольства и сокращая политические риски в виде гипотетических "голодных бунтов".

Для элитариев таких государств казалось, что эта экономическая модель будет вечной – как минимум, на их век совершенно точно хватит. 

Адекватных программ занятости для гастарбайтеров, которые в связи с падением глобальных рынков сейчас массово возвращаются в родные края, в среднесрочной перспективе предложено не будет. Остается лишь догадываться, куда будут канализированы протестные настроения бывших трудовых мигрантов и найдется ли для их практического применения организующее начало во имя достижения каких бы то ни было политических целей. 

В ближайшие полтора-два года мировая экономика не возвратится на докризисные показатели, а страны Шенгенской зоны наверняка введут ограничения на въезд граждан третьих государств после завершения эпидемии коронавируса, что исключает быстрое восстановление функционирования "гастарбайтерской" экономической модели.

Четвертый месяц глобальной эпидемии продемонстрировал, что более эффективно с ней справляются государства, которые принято причислять к авторитарным (за исключением, пожалуй, Ирана), чем считающиеся демократическими. Для господствующей в странах Запада леволиберальной идеологии это серьезный удар. 

Пока что выводы о большей эффективности авторитарных моделей управления в период острых кризисов удается микшировать при помощи контроля над глобальными СМИ. Однако медийные возможности далеко не безграничны, а сами западные демократии по итогам эпидемии коронавируса будут постепенно трансформироваться в сторону анократии (политический режим, имеющий как демократические, так и автократические институциональные характеристики – прим. Baltnews). Осваивая в том числе китайские методики цифрового контроля над обществом. 

Пандемия деактуализировала теорию "конца истории", "открытого общества" и понятие европейской солидарности. Оказалось, что "пространство четырех свобод" – свободного перемещения людей, товаров, услуг, капиталов – не является чем-либо незыблемым и безальтернативным.

На этом фоне будут "расти акции" консервативных политических сил, евроскептиков, сторонников неодирижизма и экономического протекционизма. 

Институции Европейского союза продолжат ослабевать, терять влияние и авторитет, а их полномочия продолжат перехватывать национальные правительства. Политический ландшафт Европейского континента в ближайшее время ожидает серьезное переформатирование, поскольку сегодняшняя конфигурация политических сил в целом ряде национальных парламентов уже явно не соответствует настроениям общества.

Словом, грядет эпоха серьезных трансформаций и переосмысления многих концепций, которые были мейнстримом последние несколько десятилетий. Вот только далеко не факт, что посткоронавирусное мироустройство будет лучше и справедливее, чем докоронавирусное.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме