Коронавирус не пройдет: закрытие европейских границ начнется с Прибалтики

Пограничник с собакой
© Sputnik / Александр Полегенько

Илья Круглей

Тема: Распространение коронавируса

Перед Брюсселем возникли новые вызовы, с которыми ему будет крайне сложно справиться, – коронавирус и мигранты. При этом балтийские страны открыто намекают на необходимость мобилизовать еще больше ресурсов.

Эстонский министр внутренних дел Март Хельме заявил о готовности восстановить пограничный контроль. Такие жесткие заявления не характерны для лояльной к Брюсселю прибалтийской республики. Однако перед ЕС возникают весьма серьезные вызовы, и действовать придется тоже жестко. Хватит ли у Брюсселя сил и мотивации?

В Европейском союзе все чаще фиксируют случаи заболевания коронавирусом. Паника в СМИ нарастает, а политики пока что не могут дать четкого ответа о том, как ситуация будет развиваться дальше. По этой причине некоторые страны в ЕС стали вновь задумываться о целесообразности контроля за своими границами.

Ситуацию стал усугублять еще один фактор – беженцы с Ближнего Востока, которых турецкий президент Рэджеп Тайип Эрдоган грозится "выпустить" в Евросоюз. Ситуация в Сирии, где в Идлибе возобновились столкновения между Анкарой и Дамаском, стала крайне напряженной. Из региона, как это уже было несколько лет назад, потянулись колонны беженцев.

В связи с этим даже в Прибалтике стали звучать фразы о введении пограничного контроля. "В случае возникновения нового миграционного кризиса Эстония готова вновь ввести пограничный контроль на своих границах. Помимо ограничения распространения коронавируса, Европа должна быть готова и к новой волне беженцев", – заявил министр внутренних дел Март Хельме.

Март Хельме
Март Хельме

Но будет ли готов ЕС? Сможет ли европейский бюрократический механизм справиться с таким двойным (мигранты и коронавирус) вызовом, организовав по-настоящему жесткий и эффективный контроль границ?

Волна беженцев как 2015 году или хуже?

Следует отметить, что глава эстонского МВД позволил себе весьма смелые заявления.

"Речь идет как о полной проверке документов, так и о том, чтобы возвращать или изолировать нежелательных или небезопасных лиц. Наша страна может направить дополнительные силы для защиты внешних границ Европы, чтобы продемонстрировать свою солидарность", – цитирует Хельме издание ERR.

Кстати, такая возможность уже обсуждается на самом высоком уровне. Как заявил министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу, балтийская республика продумывает варианты, как помочь Греции, на которую Турция вот-вот может "обрушить" волну беженцев.

"У нас просили самолеты, катера, корабли. Сейчас мы это оцениваем", – сообщил Урмас Рейнсалу.

Разумеется, это все не значит, что Таллин беспокоится о безопасности другого государства больше, чем о своем населении. Эстонские политики, похоже, весьма трезво оценивают ситуацию, понимая, что, если "внешний периметр" ЕС будет прорван, останавливать мигрантов внутри союза будет труднее. Такое понимание ситуации очень хорошо видно в заявлении главы эстонского МВД.

"Frontex, как коллективное пограничное агентство Европейского союза, срочно нуждается в максимальной помощи пограничным странам Греции и Болгарии, чтобы предотвратить новую волну неконтролируемой иммиграции в Европу", – сказал Март Хельме.

В чем-то происходящее напоминает события 2015 года, когда за 12 месяцев Евросоюз принял около 1,5 млн беженцев. Многие эксперты и политики тогда оценили способность Брюсселя справляться с этой проблемой весьма низко. Значит ли это, что сценарий повторится вновь?

Напомним, сейчас появилась дополнительная сложность – распространение коронавируса. Нет смысла рассуждать о том, насколько он действительно опасен и не является ли частью политических игр, из-за которых проблему искусственно раздувают в СМИ. Отметим лишь то, что проблема с вирусом есть и о ней говорят постоянно, а значит, политики в Европе объективно не могут ее игнорировать.
Готов ли Евросоюз к трудностям?

В связи с этим возникает вполне логичный вопрос. Есть ли у Брюсселя административные, экономические и политические ресурсы, чтобы, если возникнет такая потребность, организовать максимально жесткие границы, а где надо даже протянуть колючую проволоку?

Как рассказал Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, теоретически ЕС на это способен, вопрос только в мотивации.

"Как говорил основатель одной молодой европейской страны сто с небольшим лет назад – Теодор Герцль, если есть воля – все достижимо. Административные и политические инструменты для этого у ЕС имеются. Вопрос в публичной легитимации такого решения.

Очевидно, что правые политики и сейчас уже используют тему коронавируса для "закрытия" ЕС от "нечистых", разного рода мигрантов, людей с Востока и так далее. Группы местных жителей в Греции и на Украине получили мощный моральный импульс для сопротивления миграционной политике Евросоюза. Тем не менее леволиберальный консенсус, поддерживаемый все-таки на верхних этажах правоконсервативных евроэлит, не согласится на сокращение количественного давления на рынок труда Евросоюза", – считает эксперт.

По мнению Вячеслава Данилова, европейские элиты уверены, что они отсидятся на каких-нибудь экзотических островах на своих виллах, и их не затронет коронавирус. А на население им наплевать. Им важнее сохранение резервной трудовой армии и низкие расценки на труд, что сегодня означает не что иное, как конкурентоспособность экономики.

"Из союза леволиберальных политических болтунов и крупного капитала рождается этот всепринимающий лицемерный монстр, который одной рукой заманивает в райские кущи европейской стабильности, а другой сгоняет их в концлагеря", – рассказал эксперт.

Брюссель стал слишком легкомысленным

Возможно, политики ведущих стран в Евросоюзе действительно несколько расслабились. Когда Брюссель выделил несколько млрд евро Анкаре в 2016 году, он, вероятно, решил вопрос беженцев исчерпанным.

"ЕС после заключения соглашения с Турцией по мигрантам просто стал игнорировать кризис. Но теперь Эрдоган принял решение отказаться от сделки с Брюсселем в 2016 году. Как утверждают турецкие чиновники, ЕС не перечисляет Анкаре финансирование достаточно быстро, из-за чего турецкая сторона не может адекватно реагировать на волны беженцев", – сообщает американское издание CNN.

Как считает политолог, политический обозреватель МИА "Россия сегодня" Владимир Корнилов, в ЕС уже были примеры перекрытия границ в экстренных ситуациях. А уж во время миграционного кризиса осени 2015 года мы видели и срочно возводимые заборы, и погранпосты, и попытки их прорывов.

Но сейчас, как отметил в беседе с Baltnews Владимир Корнилов, если Евросоюз не сможет контролировать свои внешние границы, то в условиях обострения кризиса каждый кинется защищать себя, как может. Прибалтика в данном случае – не исключение. Впрочем, несмотря на всю целеустремленность той же Эстонии, ее действия все равно будут сильно зависеть от Брюсселя.

"Логика прибалтийских государств предсказуема: "Мы гордые, мы сильные, мы самостоятельные, поэтому ЕС должен нам выделить дополнительные средства". Конечно, если Эстония решит отгораживаться забором от своих европейских же соседей, то потребует на это фонды от Брюсселя же.

При этом надо понимать, что Хельме является лидером партии EKRE (Консервативная народная партия Эстонии – прим. Baltnews), которая выступает за ограничение притока иностранных мигрантов в любой ситуации. Так что он озвучивает свои лозунги постоянно, вне зависимости от наличия или отсутствия кризиса", – отметил политолог.

По мнению Владимира Корнилова, опыт 2015–16 гг. показал, что без кооперации со странами-соседями даже богатая Европа не может справиться полностью и безболезненно. Эрдоган сделал мигрантов своим рычагом давления и с тех пор постоянно пользуется им, причем довольно эффективно.

"Но с коронавирусом все несколько сложнее. Тут действительно Европа сталкивается с противоречием: для обеспечения карантинных мероприятий потребуются резкие ограничения в свободе передвижений, однако эта свобода является тем стержнем, на котором держится философия существования ЕС. Ограничишь свободу перемещения граждан и трудовой силы внутри Евросоюза – и он просто теряет свой смысл своего существования", – делает вывод политолог.

Пойти на жертвы?

Брюсселю действительно не позавидуешь. Эрдоган, шантажируя выпустить толпы беженцев в ЕС, будет требовать все больше денег, а может, даже и выдвинет политические требования – интеграция с Евросоюзом или его активная помощь в Сирии. "Старой Европе" вновь придется ругаться с "периферией" ЕС, заставляя ее принимать у себя основную часть беженцев. Есть, конечно, второй вариант – выделять восточноевропейским государствам еще больше денег, чтобы они самостоятельно занялись границей.

Возможно, именно такой метод окажется более эффективным, поскольку опыт 2015 года показал, что периферия, если ей не помогать финансово, попросту пропустит волны беженцев вглубь Евросоюза.

Можно предположить, что глава эстонского МВД уже сегодня делает заявления о границах в ЕС именно по этой причине. Евросоюз, возможно, справится с проблемой распространения коронавируса и даже новой волной мигрантов. Вот только придется сильно потратиться. Также нужно будет смириться с ростом рейтинга "правых", которые постоянно говорят о необходимости остановить мигрантов и неспособности нынешних властей это сделать.

Но хуже всего, что, если ситуация с вирусом и беженцами станет критической, европейским странам придется восстанавливать границы, что в принципе противоречит установкам ЕС. Увы, но тяжелые времена требуют жертв.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме