Сэр Родерик Лайн был послом Великобритании в России в 2000–2004 годы – период истории, когда мир с оптимизмом смотрел на перспективы европейской интеграции. В 2016 году состоялся референдум о выходе Великобритании из ЕС, по итогам которого большинство (51,9%) проголосовало "за". Есть ли жизнь после Брексита? Несмотря на то, что Сэр Родерик Лайн с тревогой смотрит на будущее Англии, он пытается сохранять присущий британцам оптимизм.
– Сэр Родерик, сегодня, 31 января, Великобритания официально перестанет быть членом Евросоюза. Что вы чувствуете?
– Это глупость и катастрофа. Но это происходит. К сожалению, сейчас мы не можем это прекратить.
– Почему вы так считаете?
– Я уверен, что это будет очень вредно не только для нашей страны, но и всего Евросоюза. Большинство шотландцев вообще против Брексита. Это результат глупого референдума. Его не нужно было проводить. В нашей стране, как и везде, много проблем, но выход из ЕС их не решит.
Когда [бывший премьер-министр] Дэвид Кэмерон заявил, что проведет референдум, самыми главными проблемами страны были экономика, система здравоохранения, миграция, развитие инфраструктуры. Такие же проблемы. И Брексит не поможет их решить.
В глобальном плане Великобритания станет слабее. Наша страна не очень большая, но и не очень маленькая. Мы были влиятельным членом Евросоюза.
– Если все так, как вы говорите, почему британские политики все-таки решили вывести Англию из ЕС? И почему, в конце концов, они не провели второй референдум?
– Трудно сказать. Существовало мнение, что проведение второго референдума – неуважение демократического процесса. В конце концов, большинство было против этого.
– Но может он все-таки состоится?
– Не скоро. Может быть, через 20-30 лет. Никто не знает, как ЕС будет развиваться в тот момент. Посмотрим. Я не исключаю.
– Вы считаете, что Великобритания станет слабее. Но, может, все будет как раз наоборот?
– Наш новый премьер-министр [Борис Джонсон] любит говорить о "глобальной Великобритании", что очень странно, поскольку у нас больше нет империи.
Конечно, Британия будет стараться распространять свое влияние. Но я думаю, что это не удастся.
Однако посмотрим. Мы не знаем, какой будет внешняя политика этого правительства. Сейчас мы видим только лозунги, но стратегии до сих пор не существует.
– Что будет со страной после Брексита?
– Мы это переживем. У нас сильные традиции, культура, высокий уровень науки, образования, опыта, мы не бедная страна. Но мы будем слабее, чем мы были.
– Будет ли Британия более гибкой в отношениях с другими государствами, став, возможно, более самостоятельной?
– Мы и были самостоятельными. Мы будем менее влиятельными. Евросоюз никогда не влиял на нашу политику в области безопасности. Это всегда было прерогативой нашего государства.
– Как будут развиваться отношения Великобритании с Россией?
– Многое будет зависеть от России.
– А от Британии?
– У нас хорошо налажены отношения в сфере бизнеса, культуры, между различными организациями, на личном уровне. В Лондоне живет много русских, россияне приезжают сюда, чтобы получить образование, заниматься бизнесом. Все это продолжается.
Но в будущем мы бы хотели возобновить с Россией то партнерство, которое у нас было 20 лет назад. Из-за разных событий, в том числе на Украине, "дела Скрипалей", к сожалению, наши отношения стали хуже. Многое будет зависеть от того, будет ли прогресс по Украине. Это откроет возможность для снятия санкций.