Кто не рискует, тот не выигрывает. Почему бы Таллину не подружиться с корпорацией Intel

Логотип компании Intel
© AFP 2022 / DAVID BECKER

Пауль Томсон

Эстония присоединилась к европейскому альянсу возрождения микроэлектронной отрасли, производства процессоров и полупроводников.

Корпорация Intel при поддержке Брюсселя подыскивает страну и место для строительства нового завода полупроводников. Какие именно возможные варианты размещения сверх дорогого предприятия рассматриваются, пока неизвестно, но участие стран Балтии в этом соревновании за право заполучить себе новый завод маловероятно. Евросоюз готов вложить миллиарды евро в воссоздание отрасли производства полупроводников и чипов, утерянной в годы интенсивной глобализации.

Глобальный дефицит полупроводников, как ранее рассказывал Baltnews, ну и стремление сократить зависимость от их азиатских поставщиков вынуждают Евросоюз инвестировать крупные суммы в строительство новых предприятий. Стоит ли удивляться, что желающие поучаствовать в этой затратной, но весьма многообещающей затее нашлись довольно быстро.

Брюссель заявлял о намерении вовлечь в свой проект тайваньскую Taiwan Semiconductor, южнокорейскую Samsung. Вероятнее всего, почву прощупывают насчет возможных "плюшек" из казны Брюсселя несколько корпораций, но Intel, мировой лидер разработки и производства микрочипов, оказалась в первых рядах, объявив о намерении вложить крупные суммы в строительство своего второго завода в Евросоюзе.

Судя по всему, предприятие планируется возвести не в Ирландии и ряде других стран Европы, где у Intel уже имеется производство, а где-то в ином месте. И, надо думать, выбрано оно будет, в том числе, и по признаку наиболее благоприятных условий, которые могут предложить заинтересованные в таком инвесторе правительства или муниципальные власти.

Страны Балтии и, прежде всего, Эстония могли бы поучаствовать в конкурсе на право разместить у себя сверхсовременный завод, который принесет принимающему государство немалые прибыли и в виде налоговых поступлений, и в виде новых рабочих мест. А также, что не менее важно, в виде подросшего престижа и привлекательности для других инвесторов.

В принципе, если местное правительство и лобби приложат достаточные усилия, чтобы привлечь внимание Intel, у Эстонии немало объективных причин считать себя достаточно привлекательным местом для строительства нового завода или части сопутствующих ему производств. К которым можно отнести довольно развитую инфраструктуру, включая морские порты, и кое-какое наследство, доставшееся республике с советских времен в виде остаточных мощностей, кадров и учебной базы давно переставших существовать оборонных и "мирных" радиоэлектронных предприятий.

Завод Silmet в Силламяэ
Завод Silmet в Силламяэ

Имеется также завод редкоземельных металлов Silmet, а также некоторый запас рабочей силы с относительно высоким уровнем подготовки. Ну и о более удобных по сравнению со многими другими странами альянса возможностях доставки сырья из Китая тоже не следует забывать – без него европейские полупроводниковые производства в любом случае пока не могут существовать.

Попытаться сократить зависимость от Азии

Львиную долю материалов, необходимых для производства полупроводников и микрочипов, Европа получает из Китая, и в ближайшей перспективе ничего с этим поделать она не сможет. Но способна возродить саму микроэлектронную отрасль, утерянную в годы интенсивной глобализации мировой экономики, когда многие компании "переехали" в тот же Китай с его более дешевыми ресурсами и необъятным рынком.

Сейчас, как говорят в Брюсселе, на долю европейских компаний приходится не более 6% мирового производства микрочипов, а около 80% всех производимых на планете полупроводников изготавливается в Азии (прежде всего, на Тайване и в Южной Корее). Что, кстати, стало одной из причин кризиса дефицита полупроводников и микрочипов, случившегося из-за пандемии, разрушившей часть логистических цепочек и резко повысившей спрос на всяческие электронные устройства.

Брюссель считает, что многомиллиардных убытков, понесенных европейской промышленностью (и прежде всего, автомобилестроительными компаниями) из-за нехватки полупроводников можно было бы избежать, не окажись "все яйца в одной корзине", то есть не полагайся так Европа на единственного поставщика. К тому времени, когда новые заводы в странах Евросоюза дадут первую продукцию, кризис нехватки полупроводников уже завершится, и цены на них снова снизятся, но у альянса, как предполагается, появится страховка на будущее. В котором, как утверждают аналитики, спрос на микроэлектронику будет стремительно расти.

"Евросоюзу следует производить больше чипов, чтобы помочь преодолеть будущие проблемы с поставками, – заявила брюссельскому изданию Euractiv исполнительный директор корпорации Intel Кристин Айзеншмид. – У Intel в Европе есть действующая цепочка комплексных поставок, которая будет расширена с тем, чтобы погасить удар, наносимый разрушением и уязвимостью цепочек поставок в Азии, и смягчить дефицит чипов для европейских ключевых отраслей промышленности".

Шансов мало, но варианты все же имеются

Эстония в числе 22 государств Евросоюза присоединилась к сформированному в срочном порядке "Альянсу технологий производства процессоров и полупроводников" и, как сообщал Брюссель в первых числах июня, готова, как и другие участники альянса, всячески содействовать восстановлению отрасли.

Шансы Таллина склонить Intel и Брюссель выбрать его в качестве партнера для реализации амбициозного плана строительства новых предприятий не очень велики. По причине, прежде всего, слишком высокой конкуренции среди участников альянса и явного преимущества ряда других претендентов.

Таллину было бы трудно предложить инвестору больше, чем, скажем, Берлин или Париж. Кроме того, Эстония долгое время позиционировала себя как пограничное государство европейского альянса, находящееся под постоянной угрозой "агрессивных действий России", что резко снизило ее привлекательность для крупных инвесторов.

Таллину приходится открывать для себя банальную истину: конструктивные, дружелюбные отношения с соседней ядерной державой значительно больше способствуют монетизации выгодного геополитического положения, чем отношения недружественные.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме