"Вы – слабое звено". Евросоюз рискует "вылететь" из списка экономических лидеров

Скомканный флаг ЕС

Александр Гаджиев

Стремление Евросоюза к стратегической автономии и протекционизму может перерасти в автаркию, из-за которой он рискует потерять статус одного из экономических лидеров.

После пандемии COVID-19 мировая экономика находится в состоянии упадка. Принимаемые на этом фоне протекционистские меры Евросоюза против Китая отрицательно скажутся на экономическом росте ЕС, следовательно, серьезно замедлят его восстановление после кризиса. 

Потеря экономического лидерства

ЕС все реже упоминается при разговоре об экономических гигантах. Его экономический и политический вес на фоне мощных США и Китая неуклонно снижается, и он становится все более уязвимым для будущих кризисов.

Когда в 1989 году пала Берлинская стена, на долю государств, являющихся сегодня странами-членами ЕС, приходилось 27,8% мирового ВВП. На США – 22,2%. Показатели Китая в то время составляли всего 4%.

Тридцать лет спустя на ЕС вместе с Великобританией приходилось уже всего лишь 16% мирового производства, но это все еще было больше, чем на США (15%). Сильнее всего тогда изменились позиции Китая, который превзошел всех своих западных коллег с долей 18,3%.

Продолжающаяся пандемия COVID-19 лишь ускорила эти тенденции. Несмотря на кратковременную рецессию, США уже в этом году находятся на пути к тому, чтобы превзойти докризисный уровень производства. Что еще более впечатляет – экономический рост Китая в 2021 году может быть на 10% выше, чем в 2019-м. ЕС, напротив, не вернется к докризисному уровню ВВП минимум до 2022 года.

Более того, сейчас европейские страны берут на себя рекордные объемы нового долга, чтобы помочь предотвратить экономические последствия пандемии COVID-19.

По данным Eurostat, коэффициент долга стран еврозоны в среднем составит почти 100% в 2021 году. Похоже, этот рост в ближайшие годы лишь продолжится. Прогнозируется, что по всем 27 странам-членам суммарный госдолг в 2022 году составит 113,7%.

По этой причине следует ожидать, что восстановление экономики ЕС займет гораздо больше времени, чем изначально предполагалось. У лидеров стран-членов альянса до сих пор нет ответа на вопрос, как выплачивать долги, сохраняя при этом относительную стабильность в экономической сфере.

Зависимость от США – это хорошо, а от Китая – плохо

В принципе, устойчивое восстановление в Китае и США – это хорошая новость для Европы: промышленность в ЕС, особенно в Германии, выигрывает от сильного спроса со стороны двух крупнейших экономик мира. Однако снижение экономического веса Евроcоюза вызывает серьезные вопросы о его способности защищать и продвигать свои основные интересы.

Уже сейчас многие политики и эксперты отмечают, что страны ЕС вынужденно соглашаются на опасные для себя компромиссы. Хотя в политических и экономических уступках для США Евросоюз редко видит проблемы, усиление зависимости с Китаем его серьезно беспокоит.

Китайские инвесторы скупают компании в Европе и даже захватывают важнейшие объекты инфраструктуры – например, порты в Бельгии, Греции и Испании. В 2020 году ЕС (исключая Великобританию) импортировал товаров из Китая на сумму 383 млрд евро (468 млрд долларов) – больше, чем из любой другой страны, – и экспортировал товаров в Китай на сумму 203 млрд евро. Зависимость растет и от трансграничных инвестиций.

В целом европейские компании инвестируют в Китай гораздо больше, чем наоборот. И это несмотря на строгие правила КНР. Основные опасения же в Евросоюзе связаны с теми видами инвестиций, которые китайские компании делают в Европе.

Помимо этого, в ЕС уже длительное время наблюдается присутствие китайских технологических гигантов, которые занимаются строительством телекоммуникационной инфраструктуры, – например, сети 5G. Неудивительно, что растущая зависимость ЕС от китайских партнеров вызывает серьезную озабоченность у лидеров и институтов cоюза.

Чем чреват протекционизм

Нет никаких сомнений в том, что сильная зависимость несет в себе больше риски. Поэтому по существу ЕС поступает правильно, укрепляя свою стратегическую автономию. Но многие эксперты говорят о том, что действия Евросоюза чрезмерны, а потому наносят вред его экономическому развитию, что особенно опасно в посткризисный период.

В частности, в начале мая Еврокомиссия решила принять протекционистские меры и ограничить иностранным фирмам участие в тендерах и покупку компаний на своем рынке. Пакет новых мер направлен специально против имеющих госфинансирование компаний из Китая, особенно активных на рынке микроэлектроники.

Протекционизм может оказаться еще одним инструментом политического давления ЕС на партнеров, который возможно применять и по отношению к другим странам – например, к России.

Если Европейский союз продолжит придерживаться такой политики, мы увидим еще более серьезное падение его экономических позиций относительно других участников международных отношений. Причем со временем оно станет еще стремительнее.

Пока же Евросоюз по-прежнему остается крупным экономическим игроком, но, если его стремление к стратегической автономии и протекционизму перерастет в автаркию, он рискует потерять этот статус.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме