В третьем квартале этого года уровень трудовой занятости составил в Эстонии 66,3% и уровень безработицы – 7,7%. Всего безработных было 54 300, что на 4900 человек больше, чем во втором квартале текущего года. Уровень трудовой занятости среди женщин составил 62,5% и среди мужчин – 70,3%.
Можно констатировать, что вызванный пандемией коронавируса экономический кризис все больше влияет на рынок труда, а весьма вероятный в нынешней ситуации новый локдаун разрушит даже те сферы экономики, которые благодаря весенней поддержке со стороны государства и ослаблению в летние месяцы эпидемии пока еще хоть как-то держались на плаву.
На биржу труда берут не всех
Прежде всего, это сфера туризма и связанные с нею сферы обслуживания. Уже сейчас многие туристические компании начали массовые сокращения, а темные окна отелей и ресторанов говорят сами за себя. Поскольку у занятых в данной сфере компаний денежные резервы заканчиваются, а обычно главный сезон накопления средств – рождественско-новогодние каникулы – в этом году по понятным причинам не состоится, можно предположить, что уже к весне безработица станет одной из главных государственных проблем, тянущих за собой массу других.
Если же учесть факт, что по действующему законодательству встать на учет на бирже труда с возможностью получать оттуда хоть какие-то выплаты имеют далеко не все жители, то ситуация выглядит совсем уж безрадостно.
К примеру, официальными безработными не могут быть члены правления предприятий (даже если фирмы находятся в процессе ликвидации или не ведут деятельности – процесс ликвидации тоже требует немало времени и денег), предприниматели – физические лица и многие другие категории граждан. А значит, официальная статистика не отражает реального положения вещей.
К слову, по данным Департамента статистики, неактивных на рынке труда было в третьем квартале аж 277 200 человек.
Конечно, некоторые из них не работают по объективным причинам (учеба, болезнь, травма), но вполне логично предположить, что большую часть как раз составляют те жители, у которых просто нет законных оснований для регистрации на бирже труда и получения оттуда помощи.
Примечательно, что пока рост безработицы наблюдается не во всех сферах. По видам экономической деятельности самой высокой была занятость в третьем квартале в обрабатывающей промышленности, однако в сравнении с тем же периодом прошлого года она снизилась. А вот в строительстве количество занятых даже увеличилось.
Пользуются ситуацией
Последнее вполне объяснимо, так как на фоне кризиса уже запущенные до его начала строительные проекты можно теперь завершить с меньшими затратами – оставшиеся без работы представители других сфер готовы работать тут за меньшие деньги.
Кроме того, некоторые представители гостиничного бизнеса, имеющие большой запас прочности, то есть входящие в состав крупных холдингов или находящихся во владении собственников, имеющих крупные накопления, предпочли использовать время пандемии для осуществления подешевевших ремонтных работ, что в пределах маленькой Эстонии не могло не повлиять на рост занятости в сфере строительства.
Можно предположить, что основная волна сокращений произойдет ближе к Новому году и в начале 2021 года, то есть статистика отразит их не раньше, чем в отчетах на четвертый квартал текущего и первый квартал следующего года.
На это указал и экономист, бывший государственный министр Эстонии Райво Варе.
"Во второй половине декабря уже начнется праздничное время. И к этому времени все начнет сворачиваться, и будут увольнять работников. А в начале года, где-то с первой половины января, люди начнут искать работу. Но статистика отразит эту безработицу именно в январе, не раньше", – отметил Варе в интервью BaltNews.
В оценках времени выхода из кризиса и улучшения ситуации на рынке труда различные эксперты сходятся на том, что это произойдет не раньше, чем во всем регионе произойдет массовая вакцинация от коронавируса и откроются границы. Без этого открытая миру и сильно завязанная на сфере обслуживания страна справиться с кризисом точно не сможет.
Вопрос лишь в том, хватит ли у руководства Эстонии профессионализма, чтобы выдержать баланс между обеспечением первоочередных потребностей жителей страны и сильно бьющей по экономике запретительной политикой из-за пандемии. Ведь если люди останутся без работы и средств к существованию, то в результате и сами правящие в Эстонии политики могут оказаться на улице.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.