Европейский центральный банк готовит финансовый переворот

Центральный европейский банк
© Sputnik / Алексей Витвицкий

Пауль Томсон

Европейский центральный банк готовится ввести в обращение криптоевро, что может означать революцию в мировых финансовых системах и, попутно, лишение стран евро еще одной частицы независимости.

Европейский центральный банк, сославшись на нежелание европейцев пользоваться наличными деньгами, которые могут быть инфицированы коронавирусом, и на требования цифровой эпохи, готовится запустить в оборот собственную криптовалюту.

Сенсационное предложение Европейского центрального банка было официально озвучено 12 октября в заявлении члена исполнительного совета ЕЦБ Фабио Панетты на заседании комитета по делам экономики и финансовой политики (ECON) Европейского парламента. Ранее, 2 октября, банк опубликовал отчет о своих соображениях относительно криптоевро.

Но все это, конечно, обдумывалось, взвешивалось и согласовывалось всем составом исполнительного совета банка во главе с его новым президентом Кристин Лагард, а затем Советом управляющих банка на протяжении достаточно долгого времени.

Идея главного банка Евросоюза, вероятнее всего, уже дискутировалась с Еврокомиссией и главами крупнейших национальных госбанков. А ныне ЕЦБ инициировал открытое общественное обсуждение своего проекта. И он неизбежно встретит шквал критики со стороны представителей традиционной банковской системы, но в то же время будет активно поддержан значительной частью игроков европейских финансовых рынков.

Фабио Панетта
Reuters / REMO CASILLI
Фабио Панетта

"Чтобы гарантировать европейцам простой доступ к безопасной форме денег центрального банка в современном обществе, с возрастающей скоростью стремящемся к цифровым платежам, Совет управляющих ЕЦБ принял решение ускорить продвижение проекта возможной эмиссии цифрового евро", – сказал Фабио Панетта.

Начал он свое заявление с экскурса в историю денег со времен античной Греции и Римской империи, а продолжил описанием требований современности, которые подразумевают внедрение новых платежных средств.

"Это была бы электронная форма денег центрального банка, доступная всем гражданам и фирмам. Иными словами, это был бы цифровой эквивалент банкнот евро", – сказал далее Панетта. – "Он обеспечил бы доступ к простому, безопасному и надежному средству платежей, принимаемому во всей зоне евро. В нашу цифровую эру он послужит общественному благу так же, как ему служит евро".

В заявленном ЕЦБ проекте ключевыми словами, способными сразу и бесповоротно понравиться всему населению Евросоюза (кроме акционеров коммерческих банков), стали "бесплатно" и "общедоступно", что означает отсутствие затрат на услуги финансово-кредитных учреждений и возможность иметь счет в криптоевро непосредственно в самом Европейском центральном банке.

То есть традиционная система финансовых услуг, все коммерческие банки стран Евросоюза, в теории, могут лишиться значительной части своих клиентов. Значение и власть ЕЦБ неизмеримо вырастут, так как он станет хранителем криптокошельков миллионов, а впоследствии и сотен миллионов европейцев, частных лиц и предприятий.

Криптовалюта нужна не только террористам

До сих пор рост популярности криптовалют сдерживали неприязнь к ним со стороны традиционной банковской системы и подверженность виртуальных денег резким перепадам курсов – всем еще памятна недавняя история с взлетом и падением Bitcoin.

Основным доводом традиционной банковской системы и многих ведущих финансистов мира, включая руководство ЕЦБ и глав госбанков стран зоны евро, против криптовалют до недавних пор была их неподконтрольность правоохранительным органам и органам финансового надзора.

В число европейских стран, пытавшихся ограничить использование криптовалют под этим предлогом, вошла и Эстония, где был, в частности, увеличен до 3 300 евро размер госпошлины за лицензию на операции с криптовалютами, и оживленно обсуждались варианты усилить контроль над транзакциями виртуальных денег. Анонимность и неподконтрольность таких взаиморасчетов, как утверждается, делает их идеальным вариантом отмывания грязных денег и финансирования терроризма.

Возможно, так оно и есть. Но криминальные организации и международный терроризм существовали и до появления криптовалют, а отмывать свои неправедные доходы они умеют и другими способами. А криптовалютой, помимо злодеев, пользуется еще и множество честных людей.

Неправомерно лишать их возможности и права получать и тратить заработанные средства именно таким способом лишь для того, чтобы сделать неудобно "плохим парням".

Несомненно, отмывать полученные криминальным способом средства и, уж тем более, финансировать преступную деятельность – очень нехорошо и аморально. Но что-то слишком часто в последние годы "борьба с отмыванием денег" используется не как инструмент борьбы с преступностью, а как способ свести счеты в запутанных взаимоотношениях между коммерческими банками, или даже для затыкания ртов "неправильным" средствам массовой информации. Возможно, и в случае с криптовалютами довод насчет отмывания денег приводится не всегда оправданно.

Facebook мог стать последней каплей

Криптовалюты, несмотря на кризисы и противодействие глобальной банковской системы, продолжают "расползаться" по планете. Остановить этот процесс (во всяком случае, пока существуют интернет и неприязнь значительной части населения к банкам) оказалось невозможно.

Летом этого года социальная сеть Facebook анонсировала подготовку к учреждению собственной криптовалюты Libra, что с учетом количества пользователей соцсети, вызвало если не панику, то резкое неприятие традиционной банковской системы. Ряд госбанков заявлял о намерении прервать отношения с Facebook. Кроме того, Libra может стать первой централизованной криптовалютой, эмитированной настолько серьезным международным коммерческим предприятием.

Криптовалюта Libra
Reuters / Dado Ruvic
Криптовалюта Libra

До сих пор виртуальные деньги не имели какого-либо внутреннего или внешнего администратора, то есть банки, налоговые, судебные и иные государственные или частные органы не контролируют транзакции участников такой платежной системы. В силу ее особенностей и использования технологии блокчейна передача криптовалют необратима – никто не может отменить, заблокировать, оспорить или принудительно выполнить платеж.

Что обещают "осенние тезисы" ЕЦБ

Как говорится, если не можешь остановить процесс, возглавь его. Продолжать попытки прекратить распространение криптовалют практически бессмысленно, сопротивляться, вероятнее всего, становится с каждым днем все невыгоднее. Возможно, именно из этих доводов исходили новый президент банка Кристин Лагард и исполнительный совет ЕЦБ, когда шли к решению совершить поворот на 180 градусов и от неприятия криптовалют перейти к продвижению плана учреждения собственной общеевропейской системы виртуальных денег.

Став эмиттером криптоевро, Европейский центральный банк, с учетом его мощи и возможностей, фактически совершит революцию в глобальной финансовой системе. Невозможно просчитать ее последствия, например, для американского доллара как лидера международных финансовых операций, для курса евро, для систем электронных платежей и, следовательно, для американских "монстров" Visa и MasterCard, для коммерческих банков и для представлений европейцев о деньгах, как таковых, и для их привычек оплачивать покупки.

Можно предполагать, что даже если ЕЦБ установит ограничения на суммы и сферы применения криптоевро, как он вроде бы намерен сделать, оборот наличных евро и количество платежей карточками в любом случае сократятся.

А вот последствия появления криптоевро для национальных госбанков стран зоны евро, включая, естественно, и госбанки стран Балтии, предвидеть можно вполне отчетливо. Переход с национальных валют на общеевропейское евро в свое время уже превратил госбанки, по сути дела, в региональные филиалы ЕЦБ, радикально урезав их функции. Правда, это почему-то не привело к сокращениям штатов в госбанках и урезаниям их внутренних бюджетов, но этот странный факт следует обдумать самим налогоплательщикам – к обсуждаемой теме он имеет лишь косвенное отношение.

Внедрение криптоевро и его несомненное широкое распространение, которое подразумевает радикальное сокращение оборота наличных евро и доходов коммерческих банков, еще более снизит роль госбанков, фактически низведя ее до статуса "места для воспоминаний" о финансовой независимости и о национальной валюте. Транзакции в виртуальных евро будет контролировать только Европейский центральный банк.

"Октябрьские тезисы", которыми ЕЦБ выдвинул в массы идею криптоевро, возможно, не случайно прозвучали в том же осеннем месяце, что и тезисы Лютера. С них в 1517 году началась Реформация – раскол западного христианства и общества, имевший ключевое значение для социально-политической истории Европы.

Вряд ли гордыня группы европейских банкиров настолько велика, что они ассоциируют себя с ниспровергателем традиционных догматов (хотя между религиозными и финансовыми догмами есть что-то общее). Но появление криптоевро, несомненно, обещает социальные и экономические перемены.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме