Аудиторы Европейской счетной палаты опубликовали свой явно антикитайский отчет буквально за несколько дней до онлайн-встречи в верхах между лидерами Евросоюза и КНР. Хотя осуждаемые Счетной палатой соглашения с Китаем были заключены еще несколько лет назад, она лишь сейчас почему-то озаботилась разоблачением их незаконной подоплеки.
Программа развития торгово-экономических отношений Китая со странами Восточной и Центральной Европы, подразумевающая многомиллиардные китайские инвестиции, никогда особенно не нравилась Брюсселю и Западной Европе, но не вызывала открытого осуждения и протестов.
Так же, как, скажем, и проамериканская программа "Инициатива трех морей", под которой подписались многие из тех стран, что состоят в инициативе "17+1". Отчет Счетной палаты стал неожиданностью, имеющей, очевидно, свои особенные причины выбора содержания и времени публикации.
Брюссель может закрыть китайскую инициативу "17+1"
Похоже, публикация отчета Европейской счетной палаты – это как раз тот случай, когда важно не столько то, что написано в документах, а почему именно это написано и почему именно сейчас предано гласности.
Доклад аудиторов Евросоюза был опубликован и прокомментирован европейскими средствами массовой информации за несколько дней до виртуального саммита ЕС и КНР. И очень трудно не счесть это демонстрацией и даже угрозой.
Выводы счетной палаты дают Брюсселю основания для разбирательств со странами-нарушителями, а также основания для самих этих государств выйти из "неправильных" договоров с Китаем.
Иными словами, Евросоюз продемонстрировал готовность уничтожить все достигнутые Пекином в рамках его программы "17+1" договоренности со странами Восточной и Центральной Европы. Станет ли Брюссель это делать, от кого и от чего зависит его решение, сказать затруднительно.
Но ситуация открывает простор для размышлений о подвижках во взаимоотношениях между Брюсселем и Вашингтоном. Возможно, между достаточно неожиданной атакой Евросоюза против восточноевропейской политики Китая (именно так можно смело идентифицировать опубликованные выводы аудиторов альянса) и намерением США привлечь европейских союзников к более активной борьбе с внешнеполитической экспансией Пекина имеется непосредственная связь.
Западная Европа начинает отказывать Китаю
В последние месяцы Белый дом интенсивно агитирует европейцев, призывая сплотиться против "китайских коммунистов", их миллиардных инвестиций и проникновения государственных компаний КНР в экономику Европы.
Однако Брюссель до определенного момента особого рвения поучаствовать в "крестовом походе" против второй экономики мира не проявлял, предпринимая лишь символические, демонстративные шаги для ограничения китайских инвестиций в "стратегически важных" секторах промышленности. Евросоюз неоднократно отмечал свою особую заинтересованность в развитии торгово-экономических отношений с Китаем.
Правда, недавнее решение, например, обычно очень практичных в бизнесе Нидерландов блокировать сделку местной компании ASML Holding NV с китайцами дает основание считать, что какие-то изменения все же происходят и что Евросоюз под давлением США может вступить в открытое противостояние с Пекином.
Китайская компания попыталась купить у голландского производителя современное дорогостоящее оборудование литографии в крайней ультрафиолетовой области спектра, необходимое для изготовления полупроводниковых микросхем. Заявленные и косвенные санкции США против китайских компаний IT-сектора имеют целью лишить КНР поставок полупроводников и чипов, что побудило Пекин срочно взяться за расширение собственных производственных мощностей. Голландская установка очень бы пригодилась для этого дела.
Региональная Торговая палата Китая (CCCEU) отмечает, что деловое сообщество страны стало придерживаться "менее благоприятных взглядов относительно простоты ведения дел в ЕС". То есть некоторые шероховатости в отношениях между Евросоюзом и Китаем переросли в более серьезные проблемы, имеющие, по мнению Пекина, геополитическую подоплеку. И без учета роли США в этой ситуации обойтись невозможно.
Вашингтон готов "сдать" Турцию ради сделки
Вашингтон стремится сформировать единый "западный фронт" против Пекина и, похоже, добился в этой затее некоторых успехов, что-то предложив западноевропейским союзникам взамен. В свою очередь Брюсселю, очевидно, необходимо было заручиться если не поддержкой, то хотя бы нейтралитетом США, например, в ситуации крайне опасного для Европы конфликта между Грецией и Турцией из-за месторождения природного газа на шельфе у берегов Северного Кипра.
Ключевой в этом регионе мира союзник США по НАТО, Турция, явно готова пойти на обострение отношений с другим союзником США по НАТО, Грецией, а заодно и со всем Евросоюзом. Но встревоженная значительно больше, чем хотела бы показать, Западная Европа вела себя по отношению к Турции очень сдержанно и осмотрительно, грозя избирательными санкциями и призывая к переговорам. США свою позицию явным образом не обозначали до того момента, когда 2 сентября объявили об отмене 30-летнего эмбарго на поставки вооружений Кипру.
И что бы там ни говорили американские дипломаты насчет того, что это решение не направлено против Турции, что эмбарго отменено только на год, что речь идет исключительно о нелетальном оружии – решение Вашингтона направлено именно против Анкары уже хотя бы потому, что американцы таким образом демонстративно дали понять Евросоюзу, кого они больше поддерживают в этом конфликте в Восточном Средиземноморье.
Содержание адресованных Анкаре речей западноевропейских политиков немедленно стало более жестким и определенным. И связь между этими переменами трудно не заметить. Пока трудно сказать, как это отразится в ближайшем будущем на НАТО, но на отношениях между Евросоюзом и США уже явно отразилось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.